» » » Художественный руководитель республиканского театра кукол Алексей Ямаев: «Театр начинается с улыбки ребенка!»

Художественный руководитель республиканского театра кукол Алексей Ямаев: «Театр начинается с улыбки ребенка!»

Фото Павла Старикова.

Художественный руководитель Республиканского театра кукол Алексей Ямаев больший отрезок своего профессионального пути занимался постановкой спектаклей. И сейчас, познав тонкости театрального менеджмента, он вновь готов удивлять марийских зрителей.

- Как Вам удается совмещать в себе административное и творческое начала?

- Честно говоря, с того периода, когда я был назначен художественным руководителем театра, я сильно погрузился в административную работу. Это ново для меня, требовало неких знаний и умений. Конечно, некоторые спектакли все же получилось  поставить параллельно своей основной работе в русском академическом и национальном театрах. А теперь я все же планирую возобновить свою режиссерскую деятельность:  собираюсь выпустить спектакль «Петушок из букваря» по пьесе эстонского драматурга Андруса Кивиряхка с артистом Данилой Гребневым. Это будет моноспектакль с живым планом. Кроме того,  ведутся переговоры с другими театрами.

В общем, мне нужно ставить спектакли, иначе я зачахну. Конечно, руководить театром – это моя обязанность, это нужно и важно, однако постановка спектаклей – это как воздух.

- В сентябре театр уже отметил свое трехлетие в новом здании на Патриаршей. На Ваш взгляд, как за последние годы изменился театр кукол?

- Во-первых, у нас меняются люди в актерском составе. Мы активно работаем над расширением нашего репертуара. Изменения в любом случае есть, но, как мне кажется, более объективно их видно со стороны.

- Как известно, театр для зрителя начинается с вешалки. А с чего же начинается театр кукол?

- Театр для нашего зрителя начинается еще на подходе к нашему замечательному зданию. Для меня, как режиссера, театр начинается с замысла, идеи. Еще театр начинается с улыбки ребенка! Очень много ответов сразу приходит на ум.

 - Кукольный спектакль – что это: зрелище, искусство или же воспитательный урок?

- В хорошем спектакле это все должно органично сочетаться. Главное, чтобы он не был скучным. Юный зритель более требовательный, потому как взрослый зритель сделает серьезную мину, будет сидеть, смотреть, может и заскучает, но виду не подаст. А ребенок, если ему неинтересно, начнет шуметь, отвлекаться.

Недавно мы в коллективе обсуждали мысль, что детям якобы нравится все. Но на самом деле это неправда. К примеру, моей дочери три года. Нам сейчас нравится история Корнея Чуковского про Бармалея. Если брать русские народные сказки, то дочка любит те, которые связаны с Бабой-ягой. Бабы-яги нет – смотреть тяжело. Волшебные, загадочные, отчасти даже страшные персонажи заинтересовывают больше.

Опять же, если взрослые воспринимают увиденное критически, то детское восприятие абсолютно иное. То, что для нас уже знакомо в разных сюжетах и вариациях, для ребенка – новинка. Он смотрит свежим взглядом. И если это сделано по-актерски честно, увлекательно, с отдачей, малыш благодарен за это действо.

- Взрослые тяготеют к кукольным спектаклям не меньше, чем дети?

- Вообще у нас самый маленький зритель в театре кукол. К нам приходят с полутора лет, хотя сам Образцов говорил, что нужно водить детей с 5 лет. Конечно, наша главная задача – это погрузить ребенка в театральный волшебный мир и не отбить у него интерес к такому искусству.

Зритель постарше больше, пожалуй, тяготеет к драматическим спектаклям, но и к нам приходят тоже. Однако не все люди во взрослом состоянии могут побыть детьми. Те, у кого такая черта есть, приходят на наши спектакли для взрослых и остаются в восхищении. Ведь в театре кукол есть возможности, которых нет в других театрах. Речь идет о степени условности, которая позволяет метафизически, символически, образно подходить к материалу. Обычный драматический актер не владеет теми техниками, которые привычны для наших артистов.

К тому же, с 20 века, как появилось кино, предрекают смерть театру. Но он живет и, я уверен, будет жить, так как у него есть важная особенность – это живое исполнение и энергетика, которая присутствует на сцене. Это очень важно. В последнее время мы разучились общаться, особенно современные школьники. А в театре все эти коммуникации остаются.

- Что в театре кукол на первом плане – кукла или актер?

- Конечно же, кукла. И в этом есть сложность для артиста. Артист создан для того, чтобы блистать на сцене, а тут приходится быть скромнее и все свое умение нужно передать кукле, чтобы она ожила. С этим могут справиться далеко не все.

Артист должен всегда совершенствоваться. Кукловождение – это очень тонкая работа. Разные системы кукол требуют разного подхода. Актер не только должен овладеть системой работы с разными типами кукол, но и уметь работать как драматический артист. Знаете, ведь многие артисты, которых мы видим в кино, – это бывшие кукольники. Зиновий Гердт работал в театре Образцова всю свою сознательную жизнь. Валерий Гаркалин заканчивал кукольное отделение.

- Ваш театр испытывает недостаток в новых актерах?

- Да, конечно. Это редкая профессия. Из учебных заведений драматических артистов выпускается намного больше. У нас по стране можно на пальцах одной руки насчитать те учебные заведения, которые выпускают кукольников.

К сожалению, есть предубеждение о престижности нашей профессии. Поэтому молодежь, когда выбирает, куда идти учиться, склоняется к драматическим артистам или же идет на хореографическое отделение. Такого выпускника потом видно и слышно, его приглашают в кино, у него появляется много возможностей. Артист-кукловод остается на втором плане, и не все к такому готовы. Физически – это более кропотливая работа. Куклы бывают очень тяжелые и сложные. Иногда приходится работать даже на коленях.

- Известно, что к 100-летию Марий Эл Республиканский театр кукол готовит что-то удивительное. Ожидается спектакль, сценарий которого напишет известный автор Денис Осокин?

- Да, договоренность с Денисом Осокиным есть, мы постоянно на связи. Я все жду, когда он приедет, скорее всего, это будет уже в октябре. Очень хочется надеяться, что получится взять за основу спектакля именно сценарий Дениса. Мы собираемся представить действо для семейного просмотра. Но куда в итоге повернется сценарий, мы пока обсуждаем. Премьера запланирована на осень 2018 года. Видимо, уже весной мы приступим к разработке материальной части. В этот спектакль мы вкладываем очень много сил. Хочется, чтобы он получился фестивальным и смог поездить по стране. И, конечно, хочется удивить зрителя.

Наталья Петрова

Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Какой вид транспорта вы считаете лучшим для путешествия?
1. Автомобиль. Удобно и довольно быстро.
2. Поезд. Можно всю страну посмотреть, когда едешь.
3. Самолет. Быстро и комфортно.
4. Автобус. Не совсем удобно, но недорого.
похожие материалы
Кремль прощает Марий Эл долги?
30 сентября 2017, 10:22
Экономика
В Марий Эл стартовал социальный проект по защите прав ребенка
28 сентября 2017, 15:50
Дети, Наука и образование
новости марий эл
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

Адрес редакции:
Республика Марий Эл,город Йошкар-Ола,
ул.Льва Толстого, 45.

Телефоны:
(8362) 56-61-61 (редакция)
(8362) 41-17-51 (рекламный отдел).

gazeta_vnd@mail.ru
Яндекс.Метрика
» » » Художественный руководитель республиканского театра кукол Алексей Ямаев: «Театр начинается с улыбки ребенка!»