Это наш освободитель, а не «карандаш»!
Недавно в маршрутке мне довелось услышать разговор подростков, которые договаривались встретиться у «карандаша». Полюбопытствовав, что это такое, я ужаснулась: так именуют многие памятник воину-освободителю у вечного огня в Йошкар-Оле. Памятник воину, отстоявшему для нас возможность жить! Получается, что для нынешних ребят это просто «карандаш»? Так, может, не зря в стране хотят ввести единую концепцию преподавания истории?
Поиски смелого учителя
В статье одного из предыдущих номеров, посвященной строительству Входоиерусалимской церкви на месте старого кладбища, мы писали: «На этой земле покоятся люди, пережившие уникальную историческую эпоху – захват марийских территорий русскими, обращение марийцев в православную веру». В свете последних украинских событий многие читатели восприняли слово «захват» как провокацию: якобы «ВНД» под общую гребенку пытается выставить Россию вечным агрессором. Не имея никакого желания очернять родину, мы осознали, с какой осторожностью необходимо формулировать исторические факты.
Не об этом ли говорил президент Владимир Путин, настаивая на единой концепции преподавания истории? Этот шаг долго обсуждался, и в итоге вводить историко-культурный стандарт решили уже с этого нового учебного года. Но как быть учителям, если единый учебник еще не создан?
Мы обратились в три школы города и попробовали договориться об интервью с восемью учителями истории, но никто из них в итоге не согласился высказать свое мнение. Одни мотивировали это недостатком знаний по поводу грядущего нововведения, другие откровенно признавались, что не хотят публично озвучивать свои мысли, а с последними встретиться не получались из-за бюрократических «проволочек». С нами согласились пообщаться только бывшие преподаватели истории.
Идеальный учебник
– Разумеется, в единой концепции преподавания истории есть как положительные, так и отрицательные стороны. Единое видение, единая трактовка событий и фактов всегда ограничивают любое историческое исследование и не позволяют рассмотреть вопросы комплексно. Но, с другой стороны, сегодня накопилось такое количество различных теорий, противоречащих друг другу, что школьникам становится труднее разобраться в их сути, к тому же наша идеология до сих пор в стадии разработки. В конце 80-х – начале 90-х учебники, наоборот, были слишком идеологизированы и не успевали за стремительным развитием событий. Поскольку новых учебников еще не было, в своей работе я использовала статьи из журналов и газет: «Огонек», «Новый мир», «Москва», «Преподавание истории в школе», «АиФ» и «Литературная газета». Я выписывала по 14-18 периодических изданий в год и на их основе пыталась довести до своих учеников веяние перемен, – вспоминает о непростом времени Вера Александровна Щербакова. – На смену неактуальных учебников пришли новые, финансируемые из фонда американца Джорджа Сороса. В этих пособиях зачастую преувеличивалась роль США в развитии мировой истории. Особенно наглядно это выразилось в изложении событий Второй мировой войны, где роль России в разгроме фашизма явно принижена, а исключительное право считать себя настоящими победителями в этой войне отдано американцам. В сжатых до минимума рамках в описании событий до открытия II фронта не нашлось места даже упоминанию тех многочисленных подвигов наших солдат и партизан, героев подпольных организаций. В тот период я преподавала на Украине. Но и в наше время украинским школьникам продолжают вдалбливать искаженные сведения об исторических событиях, – со вздохом рассказывает педагог.
– Тот, кто пишет историю, пишет дальнейшую судьбу народа. Хороший учебник должен осветить различные точки зрения и, не навязывая свое субъективное мнение, побудить ученика самому разобраться и составить собственную точку зрения. В учебнике обязательно нужно использовать первоисточники – исторические, архивные материалы, отрывки из воспоминаний участников событий. Идеальный учебник должен научить ребят не только сопоставлять цифры и факты, но и мыслить, уважать друг друга – независимо от национальности, вероисповедания и идейных убеждений, – уверена наша собеседница.
Кто писал нашу историю?
– Всем известно, что вплоть до середины 30-годов XIX века в историческом департаменте Петербургской академии наук вообще не было ни одного русского академика, а российская историческая наука при Романовых полностью контролировалась и развивалась под влиянием немцев – Миллера, Шлецера, Байера и других, находившихся на русской службе. По сути, вся история нашей страны, включая первый период правления Романовых, была написана ими без участия русских историков, – рассказывает другой историк Сергей Семенов. – Первым русским академиком стал Михайло Ломоносов, и он начал борьбу за восстановление истории, сохранение летописей, которые в тот период стремительно сжигались. Парадоксально, но результаты работы иностранцев и в наше время лежат в основе российской истории до романовского периода, несмотря на наличие сохранившихся источников, опровергающих основные положения их создателей: например, о призвании варягов на Русь, о татаро-монгольском иге, крещении Руси, Иване Грозном и др. Созданная иностранцами российская история изучается и сейчас в наших университетах и школах, и только в последнее время предприняты попытки разобраться в истории и пересмотреть написанные несколько веков назад иностранцами постулаты истории России. Благо, сохранились источники.
Надеемся, что новая концепция не будет преследовать цель идеологизировать сознание школьников, а по-настоящему предоставит им возможность самостоятельно мыслить на основе нескольких источников. Историю пишут победители. Какую историю для будущих поколений напишем мы?
Ирина ЕРОФЕЕВА
Поиски смелого учителя
В статье одного из предыдущих номеров, посвященной строительству Входоиерусалимской церкви на месте старого кладбища, мы писали: «На этой земле покоятся люди, пережившие уникальную историческую эпоху – захват марийских территорий русскими, обращение марийцев в православную веру». В свете последних украинских событий многие читатели восприняли слово «захват» как провокацию: якобы «ВНД» под общую гребенку пытается выставить Россию вечным агрессором. Не имея никакого желания очернять родину, мы осознали, с какой осторожностью необходимо формулировать исторические факты.
Не об этом ли говорил президент Владимир Путин, настаивая на единой концепции преподавания истории? Этот шаг долго обсуждался, и в итоге вводить историко-культурный стандарт решили уже с этого нового учебного года. Но как быть учителям, если единый учебник еще не создан?
Мы обратились в три школы города и попробовали договориться об интервью с восемью учителями истории, но никто из них в итоге не согласился высказать свое мнение. Одни мотивировали это недостатком знаний по поводу грядущего нововведения, другие откровенно признавались, что не хотят публично озвучивать свои мысли, а с последними встретиться не получались из-за бюрократических «проволочек». С нами согласились пообщаться только бывшие преподаватели истории.
Идеальный учебник
– Разумеется, в единой концепции преподавания истории есть как положительные, так и отрицательные стороны. Единое видение, единая трактовка событий и фактов всегда ограничивают любое историческое исследование и не позволяют рассмотреть вопросы комплексно. Но, с другой стороны, сегодня накопилось такое количество различных теорий, противоречащих друг другу, что школьникам становится труднее разобраться в их сути, к тому же наша идеология до сих пор в стадии разработки. В конце 80-х – начале 90-х учебники, наоборот, были слишком идеологизированы и не успевали за стремительным развитием событий. Поскольку новых учебников еще не было, в своей работе я использовала статьи из журналов и газет: «Огонек», «Новый мир», «Москва», «Преподавание истории в школе», «АиФ» и «Литературная газета». Я выписывала по 14-18 периодических изданий в год и на их основе пыталась довести до своих учеников веяние перемен, – вспоминает о непростом времени Вера Александровна Щербакова. – На смену неактуальных учебников пришли новые, финансируемые из фонда американца Джорджа Сороса. В этих пособиях зачастую преувеличивалась роль США в развитии мировой истории. Особенно наглядно это выразилось в изложении событий Второй мировой войны, где роль России в разгроме фашизма явно принижена, а исключительное право считать себя настоящими победителями в этой войне отдано американцам. В сжатых до минимума рамках в описании событий до открытия II фронта не нашлось места даже упоминанию тех многочисленных подвигов наших солдат и партизан, героев подпольных организаций. В тот период я преподавала на Украине. Но и в наше время украинским школьникам продолжают вдалбливать искаженные сведения об исторических событиях, – со вздохом рассказывает педагог.
– Тот, кто пишет историю, пишет дальнейшую судьбу народа. Хороший учебник должен осветить различные точки зрения и, не навязывая свое субъективное мнение, побудить ученика самому разобраться и составить собственную точку зрения. В учебнике обязательно нужно использовать первоисточники – исторические, архивные материалы, отрывки из воспоминаний участников событий. Идеальный учебник должен научить ребят не только сопоставлять цифры и факты, но и мыслить, уважать друг друга – независимо от национальности, вероисповедания и идейных убеждений, – уверена наша собеседница.
Кто писал нашу историю?
– Всем известно, что вплоть до середины 30-годов XIX века в историческом департаменте Петербургской академии наук вообще не было ни одного русского академика, а российская историческая наука при Романовых полностью контролировалась и развивалась под влиянием немцев – Миллера, Шлецера, Байера и других, находившихся на русской службе. По сути, вся история нашей страны, включая первый период правления Романовых, была написана ими без участия русских историков, – рассказывает другой историк Сергей Семенов. – Первым русским академиком стал Михайло Ломоносов, и он начал борьбу за восстановление истории, сохранение летописей, которые в тот период стремительно сжигались. Парадоксально, но результаты работы иностранцев и в наше время лежат в основе российской истории до романовского периода, несмотря на наличие сохранившихся источников, опровергающих основные положения их создателей: например, о призвании варягов на Русь, о татаро-монгольском иге, крещении Руси, Иване Грозном и др. Созданная иностранцами российская история изучается и сейчас в наших университетах и школах, и только в последнее время предприняты попытки разобраться в истории и пересмотреть написанные несколько веков назад иностранцами постулаты истории России. Благо, сохранились источники.
Надеемся, что новая концепция не будет преследовать цель идеологизировать сознание школьников, а по-настоящему предоставит им возможность самостоятельно мыслить на основе нескольких источников. Историю пишут победители. Какую историю для будущих поколений напишем мы?
Ирина ЕРОФЕЕВА
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!