» » Духовность на костях

Духовность на костях

25 августа 2014, 12:42, Рубрика: Архив статей, Просмотров: 2384
Мчатся машины, из «Детского мира» с шумом высыпают дети, в Налоговую спешат люди… И совсем не верится, что на этом самом месте в Йошкар-Оле существовало огромное тихое кладбище. Сейчас на его месте строится Входоиерусалимская церковь, и, по утверждениям археологов, она возводится в окружении многочисленных останков наших предков.


Иллюзия духовности
Строительство Входоиерусалимской церкви в Йошкар-Оле идет полным ходом: для храма уже доставлены деревянные купола. А меж тем археологи, проводившие раскопки, утверждают, что храм возводится на территории, которая до сих пор остается кладбищем, хотя на поверхности нет надгробий. Из-за недостатка средств раскопки ведутся только непосредственно на тех участках, где идет строительство.

Четыре года назад напротив Налоговой службы на территории, прилегающей к забору, прокладывали кабель, и тут прямо на мостовую полетели кости и покатился череп. Какой разразился скандал! – рассказывает историк, археолог центра археолого-этнологических исследований МарГУ Александр Соколов. – В 2010 году мы начали раскопки на месте возводимого ныне Входоиерусалимского храма, а также на месте строящейся сейчас церковной трапезной. Тогда мы изъяли более 600 останков. Там, где не копали, останки продолжают лежать. И там, и там, – сокрушенно показывает руками археолог.

По мнению историка, это место, вероятно, является самым большим из старых кладбищ города. Как выяснилось, оно занимает огромную территорию: от улицы Чернышевского почти до улицы Пушкина. По свидетельствам архивов, когда возводили здание Налоговой службы, там были кости, как и под дорогой на Вознесенской улице.

Почему же археологи вновь приступили к раскопкам в этом году? Александр Соколов поясняет:
Вот видите стену? Когда строители начали возводить церковную трапезную, посыпались кости. Дело в том, что проект трапезной был существенно изменен после археологических раскопок 2010 года, и размеры трапезной увеличились. Поэтому, когда строители начали копать там, где исследования не проводились, естественно, на поверхность вышли новые останки. Сейчас их не видно, ибо все поросло зеленью, но они остаются там. Ранней весной, когда стало известно о найденных останках, нам пообещали, что дадут возможность провести раскопки вдоль всего забора, окружающего новый храм. Но когда мы прибыли сюда, забор уже в основном был построен. При этом строители поставили его прямо на невскрытые могилы, объяснив это тем, что они не раскапывали могил, а только бурили в земле отверстия, которые заливали бетоном. Кому-то, может, они и череп пробурили – этого исключать нельзя. То есть вся территория, которую нам не позволили исследовать, в останках. С моей точки зрения, это против морально-этических человеческих норм, – убежден археолог. – Я считаю, что если уж мы идем на раскопки, то нужно раскопать всех и, отдав дань уважения предкам, перезахоронить их. Ведь сюда, во Входоиерусалимский храм, будут приходить верующие люди, и получается, что мы заставляем их ходить по костям! Ведь когда мы идем на кладбище к своим близким, даже наступить на могилу считается грехом. Мы ухаживаем за могилами своих родных, сажаем на них цветы, убираем сорняки. Чем хуже эти люди? Это поистине странно: внешне храм обещает быть прекрасным, но разве духовность заключается в следовании поверхностным традициям? А как же уважение к предкам, их истории и судьбам? На строительство различных зданий деньги находятся, а на дань уважения умершим людям – нет. К сожалению, таковые реалии жизни – лишних средств нет.


На машине времени
Изначально на данной территории была построена деревянная церковь, которая называлась Рождественская, потом в середине 18 века рядом с ней построили каменную и назвали ее Входоиерусалимской. Она была взорвана советской властью осенью 1930 года.

Само кладбище появилось в первой половине 17 века, возможно, при первом Романове на российском престоле. К 1650 году здесь уже были захоронения. Мы это утверждаем, основываясь на найденных в захоронениях монетах. Недавно мы обнаружили рядом с останками старинную монетку-«чешуйку» времен Михаила Романова. Вскрытые в этом году захоронения – в основном марийские, причем это новокрещенные марийцы, изначально исповедовавшие марийскую традиционную религию – веру предков. У женщин мы находили и крестики, и традиционные марийские украшения, из чего сделали вывод, что покоившиеся люди – двоеверы. С мужчинами сложнее: они украшений не носят, но рядом с их останками попадались ножи. Людей здесь хоронили в три-четыре этажа: одного раскапываешь, под ним лежит другой… – окунается в историю Александр Соколов.

Это кладбище официально просуществовало до 1781 года, когда императрица Екатерина II запретила хоронить людей вблизи храмов в связи с тем, что в Москве вспыхнула эпидемия холеры: разгорелся скандал из-за того, что людей хоронят третьим-четвертым этажом на еще не истлевшие останки, распространяя заразу. Данный погост закрыли, и после этого городское кладбище перенесли на то место, где сейчас находится Центральный парк культуры и отдыха.


Земля на вес золота
Когда здесь запретили хоронить людей, целое столетие территория оставалась просто кладбищем, а затем при церкви была создана богадельня для одиноких бабушек, а впоследствии на ее основе был основан Богородице-Сергиевский женский черемисский монастырь. Он просуществовал до большевистской власти, а в 1918-м монастырь закрыли, монашек изгнали, и вот эти здания – снесенное, сожженное и вот этот сохранившийся деревянный дом – все это были здания монастыря, – показывает историк на дома по улице Чернышевского, поджог которых вызвал в свое время волну домыслов. – А вот этот деревянный одноэтажный домик слева от йошкар-олинского православного центра – тоже здание монастыря. И ему около 120 лет! Как утверждают в Министерстве культуры, отдельные сооружения монастыря будут восстановлены. Сначала даже хотели сохранить эти деревянные монастырские дома, но вот, видите, их начали поджигать… Понятное дело – самый центр города, дорогостоящая земля. Причем эти дома поджигают так, что люди впоследствии не имеют прав на новую жилплощадь. В них жили рабочие: сантехники, строители. Куда они отправились, потеряв жилье? Вот дом, который слева, можно было восстановить, но его упорно хотели снести и в конце концов снесли (дом №11 на ул. Чернышевского – Прим. ред). Кому-то очень нужны эти территории. Кстати, в советское время в зданиях монастыря располагался так называемый концлагерь, где содержали священнослужителей, военных, деятелей культуры, неугодных режиму. А на месте монастырского кладбища возведены монолитные гаражи. Что касается найденных останков, то археологи пока складируют их в своем офисе. Как только антрополог проведет исследования, их передадут Йошкар-Олинской епархии, – завершает свой рассказ Александр Соколов.

Однако, как нам пояснили в Министерстве культуры Марий Эл, в настоящее время заключены два контракта на продолжение археологических раскопок. Остается надеяться, что исследования будут произведены в полном объеме, а не для соблюдения формальностей, как это было ранее, и верующим не придется ходить в красивый Входоиерусалимский храм по останкам.

Ирина ЕРОФЕЕВА
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Вы уже открыли сезон шашлыков?
Да
Нет
Некогда
похожие материалы
Кому помешали деревья?
14 марта 2016, 10:23
Новости от читателей
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » Духовность на костях