ОДН: горячая тема горячей воды
Для многих жителей Йошкар-Олы, да и других городов и районов республики в эти прошедшие летние месяцы тема ОДН на горячую воду стала очень горячей. Поток вопросов к поставщикам ресурсов, управляющим компаниям, органам муниципальной и республиканской власти, жилинспекциям был просто огромен.Все, кто хоть как-то был связан с этой темой, старались разъяснять, понять и думать, что же делать с этой разницей между показаниями общедомовых приборов учета и индивидуальным потреблением жителей как по самой воде, так и по теплоэнергии.
Проблема ОДН на протяжении многих лет сохраняет свою актуальность, являясь причиной роста социальной напряженности в регионах и споров в профессиональном сообществе.
Главной проблемой парламентарии и специалисты считают дисбаланс в федеральных постановлениях и законодательной базе по этому вопросу. Крайне важно разработать действенные механизмы, принять нормативные акты на федеральном уровне, которые позволили бы действительно решить эту проблему, сбалансировав права и обязанности всех сторон взаимоотношений при поставке коммунальных ресурсов и оказанию коммунальных услуг населению.
Как сообщает РИА «Энергетика и ЖКХ», Министерством строительства России разработан проект постановления, согласно которому платежи за ОДН предлагается исключить из состава коммунальных услуг, включив их в жилищный платеж на содержание общедомового имущества.
Проектом предлагается провести этот переход в два этапа. На первом, с 1 июля 2015 года, расходы по ОДН предлагается включать в жилищный платеж в размере установленных нормативов потребления коммунальных услуг на ОДН. На втором этапе предлагается размер расходов на ОДН определять на общем собрании собственников помещения в МКД по предложению ответственных за содержание общего имущества организаций (УК).
Как поясняют в Минстрое РФ, это позволит людям платить только за те коммунальные ресурсы, которые действительно идут на обслуживание их дома: работу лифта, освещение подъезда и придомовой территории, влажную уборку подъездов и промывку инженерных систем. Раньше в ОДН управляющие компании фактически включали все «небалансы» по дому, а также разного рода расходы – освещение рекламных конструкций, соседних ларьков и прочее.
Проблемы ОДН и этот проект постановления 27 октября текущего года обсуждали в Совете Федерации в рамках круглого стола, признав, что эта тема требует самого серьезного подхода и решения. В мероприятии приняло участие более 80 представителей законодательной, исполнительной власти субъектов РФ, федеральные министерства, профессиональные объединения, отраслевые и экспертные сообщества, представители поставщиков ресурсов и управляющих организаций.
В процессе обсуждения проекта постановления и проблем ОДН были высказаны мнения и предложения. Главное из них – это то, что большинство участников признало принудительное включение затрат на ОДН в состав платы за содержание общего имущества дома нецелесообразным и преждевременным. Кроме того, пришли к выводу о том, что включение ОДН в жилищную услугу должно быть правом, а не обязанностью.
По мнению участников круглого стола, принудительное включение ОДН в виде абонентской платы в жилищную услугу в размере нормативов не позволит сбалансировать интересы, что приведет к недовольству как со стороны собственников в многоквартирных домах, считающих плату завышенной, так и со стороны исполнителей, считающих плату заниженной. В результате напряженность только возрастет, начнутся массовые банкротства управляющих компаний.
Поставщики ресурсов вынуждены в судебном порядке требовать с управляющих компаний оплаты объема сверхнормативных ОДН. Это приводит к банкротству даже добросовестных управляющих компаний, недопустимому росту неликвидной задолженности, подлежащей включению в тариф ресурсоснабжающей организации. В конечном итоге население так или иначе все равно оплачивает этот сверхнормативный ОДН, но уже крайне непрозрачно, не имея интереса на поддержку мероприятий по снижению ОДН. В результате тормозится развитие культуры энергопотребления.
Было высказано предложение Минстрою РФ доработать проект нормативного документа.
Резолюция данного круглого стола будет рассмотрена на заседании Комитета по экономической политике Совета Федерации и направлена в правительство РФ.
Нам кажется, что приписывать все завышенные ОДН (небалансы по дому, сторонних неконтролируемых потребителей и др.) одним только управляющим компаниям некорректно. Ведь не раз поднимались такие темы, как отсутствие более чем у 50% жильцов индивидуальных приборов учета на ГВС и ХВС, так называемые «резиновые» квартиры, просто воровство услуг путем применения различных устройств по корректировке показаний приборов. Все мы ощутили в летние месяцы значительные расходы по тепловой энергии при расчете ОДН на горячую воду, которая в основном возникла из-за потерь тепла при циркуляции теплоносителя внутри дома в полотенцесушителях, в теплых полах, а также и по вышеперечисленным причинам. Это притом, что по самой воде складывалась довольно серьезная экономия. В связи с этим напрашивается сам собой вывод, что та работа по учету потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, которую проводили и проводят советы домов совместно с РСО, управляющими компании, правлениями ТСЖ, должна уже сейчас быть более кропотливой и эффективной.
И еще. Пока у нас в республике нормативы потребления ГВС и ХВС на общедомовые нужды равняются нулю, значит, все ОДН относятся к управляющим компаниям.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!