Йошкаролинцы написали «Большой этнографический диктант»
Кто такой Кыш-Бабай, где в России находится «страна гор» и «гора языков», чем примечателен табасаранский язык и что входит в состав знаменитого калмыцкого чая – на все эти вопросы отвечали участники первого в нашей стране «Большого этнографического диктанта».
Более 600 жителей Марий Эл приняли в нём участие. Диктант писали в Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Оршанке.
«Народов много – страна одна», – под таким девизом проходит в России данная акция. Она призвана пробудить в людях интерес к культуре и быту народов, населяющих Россию. И в самом деле, когда мы ещё задумаемся над тем, каково эвенам и чукчам живётся в яранге и где находится самая старинная мечеть России? Если обычный диктант проверяет грамотность, то этнографический – то, насколько мы едины и что мы знаем о самих себе.
– Мы страна уникальная, и это связано не только с размерами России, но и с нашим огромным культурным достоянием, – подчеркнул министр культуры Марий Эл Михаил Васютин. – Своим коллегам в Москве я рассказываю о Марий Эл как о маленькой, очень комфортной, уютной, малогабаритной «коммунальной квартире», где веками на небольшой территории проживают люди, уникальные как по своему национальному составу, так и по особенностям своих традиций. А буквально в 90 км от нас начинается огромный мусульманский мир, который простирается до Аравийской пустыни. Иногда удивляешься, насколько люди, имеющие хорошее образование, дремучи и неграмотны в знаниях о своей стране, её национальностях. Думаю, этот диктант выявит данные проблемы и послужит толчком для их решения.
Диктант представлял из себя тест по типу ЕГЭ – один на всю страну, для всех возрастов и уровня образования. Йошкар-Ола там «мелькнула» в одном из вопросов, посвящённых столицам республик России.
Лилия Майкова, педагог по фортепиано Визимьярьской детской школы искусств призналась, что сложнее всего ей было отвечать на вопросы о Северном Кавказе, со всем остальным она справилась довольно быстро:
– Думаю, что люди, которые столкнулись с подобными вопросами, заинтересуются: что, как, откуда появилось это в нашей стране. Такие диктанты побуждают совершенствоваться. Они помогают осознать, что страна гораздо богаче и интереснее, чем ты себе представляешь.
По отзывам участников, на диктант было отведено слишком мало времени – всего 45 минут, а для ответа на некоторых вопросы требовались энциклопедические знания.
– Думаю, что результаты диктанта в первую очередь покажут нам, какие упущения есть в системе образования на уровне школ, на каком-то повседневно-бытовом уровне касательно культурно-этнографического просвещения страны, – уверен декан факультета культуры и искусств МарГУ Родион Чузаев.
«Мне все народы очень нравятся,
И трижды проклят будет тот,
Кто вздумает, кто попытается
Чернить какой-нибудь народ».
Кто является автором данных строк – таков последний вопрос диктанта. И он ещё раз подчёркивает, что главная цель диктанта – показать, что нет хороших и плохих народов. Каждый народ для чего-то существует на Земле. И в их единстве, в отсутствии воин – залог процветания планеты.
Ирина ЕРОФЕЕВА
Фото автора.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!