Коран Усмана в Йошкар-Оле
В Йошкар-Оле находится огромный Коран – это факсимильная копия Корана Усмана, хранящегося в Ташкенте. Вместе с другими экспонатами, рассказывающими об исламе, он представлен в передвижной выставке Национальной художественной галереи.
Экспозиция «Корана вязью сотканы мотивы» приехала из Санкт-Петербурга. Вероятно, многие йошкаролинцы уже посмотрели её; кто нет – ещё есть время. Не будем перечислять экспонаты, а сосредоточимся на истории, которую они рассказывают. Первое, что мы увидели, был как раз Коран Усмана – один из самых значимых экспонатов.
Читай!
Когда неграмотный Мухаммед передавал людям слова Аллаха, ему пришлось нанять людей, которые записывали эти слова на всех доступных им поверхностях – коре, шкурах и так далее. Таким образом, слова Аллаха были рассредоточены по всему Аравийскому полуострову. Нужно было собрать их, чтобы Коран (в переводе с арабского – «Читай») был в каждом доме. Человеком, который сделал это, был халиф Усман.
В исламе считается, что Коран нужно читать в оригинале, и человек, изучающий язык меньше четырёх лет, не сможет это сделать.
Дальше мы видим картину, на которой изображён некий город. На самом деле это не живопись, а текст из Корана, написанный почерком, известным как куфи (Коран Усмана написан на языке хиджази). Такие «картины» называются шамаил. Это своего рода оберег, получивший наиболее широкое распространение в Татарстане.
При написании шамаила нет строгих правил, за исключением того, что он должен содержать басмалу («Во имя Аллаха, милостивого, милосердного») или шахаду («Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его»), а также упоминаются четыре праведных халифа: Абу Бакр, Умар, Усман и Али – последний халиф, после которого произошёл раскол на суннитов и шиитов.
Многие знают, что в исламе запрещено изображать людей и животных. Считается, что это возврат к идолопоклонству, которое эта самая молодая религия, в отличие от более древних, изжила из себя. Поэтому в основном они занимаются изображением растительного мира (Коран – это дерево, а тексты в нём – листья) и каллиграфией, к которой относятся чрезвычайно серьёзно.
К примеру, если человек, переписывающий Коран, допустил где-либо в тексте ошибку, придётся переписывать всю книгу заново. Сейчас есть множество печатных изданий, но правоверный мусульманин всегда стремится к тому, чтобы у него в доме была книга рукописная. Переписывание её считается делом богоугодным, этим занимались даже халифы. Так они снимают с себя часть грехов. К печатным же Коранам мусульмане относятся с подозрением, как и к переводам.
Ещё одна отличительная черта ислама – положительное отношение к науке. В христианстве в средние века было запрещено заниматься медициной, так как тело человека – это сосуд божий. В исламе это было разрешено, и некоторые арабские учёные впоследствии стали известны на весь мир, сделав значительный вклад в науку, такие как Авиценна. Также у них уже в XII веке была почти стопроцентная грамотность.
Помимо различных изданий Корана и шамаилов, на выставке представлены вещи из быта мусульман: чаши для освящения воды (с текстами из Корана, благодаря которым она и становится святой), коврик для молитв (некоторые считают, что, сидя на этом коврике, ты «в исламе», даже если физически находишься в христианской церкви), чётки (99 бусин символизируют 99 имён Аллаха), боевое и ритуальное оружие и одежда. Выставка продлится до 30 ноября.
Фото Павла Старикова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!