Художественный руководитель республиканского театра кукол Алексей Ямаев: «Театр начинается с улыбки ребенка!»
Художественный руководитель Республиканского театра кукол Алексей Ямаев больший отрезок своего профессионального пути занимался постановкой спектаклей. И сейчас, познав тонкости театрального менеджмента, он вновь готов удивлять марийских зрителей.
- Как Вам удается совмещать в себе административное и творческое начала?
- Честно говоря, с того периода, когда я был назначен художественным руководителем театра, я сильно погрузился в административную работу. Это ново для меня, требовало неких знаний и умений. Конечно, некоторые спектакли все же получилось поставить параллельно своей основной работе в русском академическом и национальном театрах. А теперь я все же планирую возобновить свою режиссерскую деятельность: собираюсь выпустить спектакль «Петушок из букваря» по пьесе эстонского драматурга Андруса Кивиряхка с артистом Данилой Гребневым. Это будет моноспектакль с живым планом. Кроме того, ведутся переговоры с другими театрами.
В общем, мне нужно ставить спектакли, иначе я зачахну. Конечно, руководить театром – это моя обязанность, это нужно и важно, однако постановка спектаклей – это как воздух.
- В сентябре театр уже отметил свое трехлетие в новом здании на Патриаршей. На Ваш взгляд, как за последние годы изменился театр кукол?
- Во-первых, у нас меняются люди в актерском составе. Мы активно работаем над расширением нашего репертуара. Изменения в любом случае есть, но, как мне кажется, более объективно их видно со стороны.
- Как известно, театр для зрителя начинается с вешалки. А с чего же начинается театр кукол?
- Театр для нашего зрителя начинается еще на подходе к нашему замечательному зданию. Для меня, как режиссера, театр начинается с замысла, идеи. Еще театр начинается с улыбки ребенка! Очень много ответов сразу приходит на ум.
- Кукольный спектакль – что это: зрелище, искусство или же воспитательный урок?
- В хорошем спектакле это все должно органично сочетаться. Главное, чтобы он не был скучным. Юный зритель более требовательный, потому как взрослый зритель сделает серьезную мину, будет сидеть, смотреть, может и заскучает, но виду не подаст. А ребенок, если ему неинтересно, начнет шуметь, отвлекаться.
Недавно мы в коллективе обсуждали мысль, что детям якобы нравится все. Но на самом деле это неправда. К примеру, моей дочери три года. Нам сейчас нравится история Корнея Чуковского про Бармалея. Если брать русские народные сказки, то дочка любит те, которые связаны с Бабой-ягой. Бабы-яги нет – смотреть тяжело. Волшебные, загадочные, отчасти даже страшные персонажи заинтересовывают больше.
Опять же, если взрослые воспринимают увиденное критически, то детское восприятие абсолютно иное. То, что для нас уже знакомо в разных сюжетах и вариациях, для ребенка – новинка. Он смотрит свежим взглядом. И если это сделано по-актерски честно, увлекательно, с отдачей, малыш благодарен за это действо.
- Взрослые тяготеют к кукольным спектаклям не меньше, чем дети?
- Вообще у нас самый маленький зритель в театре кукол. К нам приходят с полутора лет, хотя сам Образцов говорил, что нужно водить детей с 5 лет. Конечно, наша главная задача – это погрузить ребенка в театральный волшебный мир и не отбить у него интерес к такому искусству.
Зритель постарше больше, пожалуй, тяготеет к драматическим спектаклям, но и к нам приходят тоже. Однако не все люди во взрослом состоянии могут побыть детьми. Те, у кого такая черта есть, приходят на наши спектакли для взрослых и остаются в восхищении. Ведь в театре кукол есть возможности, которых нет в других театрах. Речь идет о степени условности, которая позволяет метафизически, символически, образно подходить к материалу. Обычный драматический актер не владеет теми техниками, которые привычны для наших артистов.
К тому же, с 20 века, как появилось кино, предрекают смерть театру. Но он живет и, я уверен, будет жить, так как у него есть важная особенность – это живое исполнение и энергетика, которая присутствует на сцене. Это очень важно. В последнее время мы разучились общаться, особенно современные школьники. А в театре все эти коммуникации остаются.
- Что в театре кукол на первом плане – кукла или актер?
- Конечно же, кукла. И в этом есть сложность для артиста. Артист создан для того, чтобы блистать на сцене, а тут приходится быть скромнее и все свое умение нужно передать кукле, чтобы она ожила. С этим могут справиться далеко не все.
Артист должен всегда совершенствоваться. Кукловождение – это очень тонкая работа. Разные системы кукол требуют разного подхода. Актер не только должен овладеть системой работы с разными типами кукол, но и уметь работать как драматический артист. Знаете, ведь многие артисты, которых мы видим в кино, – это бывшие кукольники. Зиновий Гердт работал в театре Образцова всю свою сознательную жизнь. Валерий Гаркалин заканчивал кукольное отделение.
- Ваш театр испытывает недостаток в новых актерах?
- Да, конечно. Это редкая профессия. Из учебных заведений драматических артистов выпускается намного больше. У нас по стране можно на пальцах одной руки насчитать те учебные заведения, которые выпускают кукольников.
К сожалению, есть предубеждение о престижности нашей профессии. Поэтому молодежь, когда выбирает, куда идти учиться, склоняется к драматическим артистам или же идет на хореографическое отделение. Такого выпускника потом видно и слышно, его приглашают в кино, у него появляется много возможностей. Артист-кукловод остается на втором плане, и не все к такому готовы. Физически – это более кропотливая работа. Куклы бывают очень тяжелые и сложные. Иногда приходится работать даже на коленях.
- Известно, что к 100-летию Марий Эл Республиканский театр кукол готовит что-то удивительное. Ожидается спектакль, сценарий которого напишет известный автор Денис Осокин?
- Да, договоренность с Денисом Осокиным есть, мы постоянно на связи. Я все жду, когда он приедет, скорее всего, это будет уже в октябре. Очень хочется надеяться, что получится взять за основу спектакля именно сценарий Дениса. Мы собираемся представить действо для семейного просмотра. Но куда в итоге повернется сценарий, мы пока обсуждаем. Премьера запланирована на осень 2018 года. Видимо, уже весной мы приступим к разработке материальной части. В этот спектакль мы вкладываем очень много сил. Хочется, чтобы он получился фестивальным и смог поездить по стране. И, конечно, хочется удивить зрителя.
Наталья Петрова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!