Немного откровенно
Во многом уникальный не только для Марий Эл, но и всей России лауреат премии имени Олыка Ипая – ансамбль русской народной песни и танца «Сударушка» Всероссийского хорового общества – известен многим. Но долгие годы лишь немногим было известно имя создателя и бессменного администратора ансамбля – Федосьи Ильиничны Конаковой. Презентация ее книги воспоминаний «Вслед за песней» состоялась на днях в республиканской научной библиотеке имени С.Г. Чавайна.
По большому счёту это даже не книга, а брошюра. Выпущена она стараниями известного в республике общественного деятеля В.А. Мочаева, крохотным тиражом в 200 экземпляров.
Красной нитью через всю книгу проходит идея важности сохранения и развития хорового пения как истинно народного искусства: «…с этими хорами у меня в деревне не было ни одного пьяницы и ни одного драчуна. Какое-то время исключением из этого правила был некто «Коля-же». И вот иду я как-то на репетицию, а он у клуба стоит. Наверно, если бы стала уговаривать пойти на репетицию – он бы точно не пошел! А так я просто сказала: «А ты что опаздываешь? Бегом на репетицию! Вот так он и стал петь! И пел так, как будто и раньше всегда только это и делал. И пить он с тех пор совсем перестал!»
Книга возвращает нас в эпоху периода конца 50-х – начала 90-х годов прошлого века: «Как раз в эти годы у нас начал организовываться колхоз имени Кирова. Отец вступил в него одним из первых. И у нас сразу же забрали весь скот: ту самую лошадь белой масти и корову. Забрали также всю упряжь, плуг, сани, телегу и даже холщовые мешки. Из-за чего в доме начался голод. И такой сильный, что было в порядке вещей ранней весной, когда еще не сошел снег, выйти в поле за прошлогодней гнилой картошкой, стараясь найти хотя бы несколько штук. Чуть позже, с наступлением весны, ели щавель, свекольную ботву и даже листья липы. Мой брат лазил на дерево, обдирал их. Потом их сушили на солнце, толкли в порошок, вываривали и ели вместо каши».
Описывая культурную жизнь республики, автор дает не сухой анализ исторических документов, а живые человеческие эмоции, чувства, переживания. Лично мне на данную минуту известна только одна подобная работа: книга актрисы, режиссера марийского театра Сары Кирилловой «Наш театр». Кстати, о документах. Есть в книге Конаковой и они. Периодически ее рассказ сопровождается вкраплениями отрывков статей периодики тех лет.
Отдельно хочется остановиться на семье автора. Род Конаковых, что с Сернурской стороны, хорошо известен в Марий Эл. Еще до рождения нашей героини он подарил республике педагога, драматурга и просветителя Александра Федоровича и его дочь – драматическую актрису Нину Александровну Конаковых. В то же время, если биографическая линия построена в книге еще хоть как-то, то музыкальная не прослеживается фактически совсем. Например, нет ни слова о педагогах Федосьи Конаковой по музучилищу – Нифонте Сидушкине, Леониде Тайгильдине, Петре Никифорове, Константине Гейсте, Льве Сахарове. Сегодня все эти люди считаются чуть ли не иконами марийской музыки! Поэтому так интересно узнать, какими они были в жизни. Кроме того, я нашел в книге фамилий нескольких человек, о которых ни в одном марийском биографическом справочнике нет ни слова: Мария Александровна Паршина, Михаил Федорович Брагин. Поэтому уверен, что работа в данном направлении должна быть продолжена!
По большому счёту это даже не книга, а брошюра. Выпущена она стараниями известного в республике общественного деятеля В.А. Мочаева, крохотным тиражом в 200 экземпляров.
Красной нитью через всю книгу проходит идея важности сохранения и развития хорового пения как истинно народного искусства: «…с этими хорами у меня в деревне не было ни одного пьяницы и ни одного драчуна. Какое-то время исключением из этого правила был некто «Коля-же». И вот иду я как-то на репетицию, а он у клуба стоит. Наверно, если бы стала уговаривать пойти на репетицию – он бы точно не пошел! А так я просто сказала: «А ты что опаздываешь? Бегом на репетицию! Вот так он и стал петь! И пел так, как будто и раньше всегда только это и делал. И пить он с тех пор совсем перестал!»
Книга возвращает нас в эпоху периода конца 50-х – начала 90-х годов прошлого века: «Как раз в эти годы у нас начал организовываться колхоз имени Кирова. Отец вступил в него одним из первых. И у нас сразу же забрали весь скот: ту самую лошадь белой масти и корову. Забрали также всю упряжь, плуг, сани, телегу и даже холщовые мешки. Из-за чего в доме начался голод. И такой сильный, что было в порядке вещей ранней весной, когда еще не сошел снег, выйти в поле за прошлогодней гнилой картошкой, стараясь найти хотя бы несколько штук. Чуть позже, с наступлением весны, ели щавель, свекольную ботву и даже листья липы. Мой брат лазил на дерево, обдирал их. Потом их сушили на солнце, толкли в порошок, вываривали и ели вместо каши».
Описывая культурную жизнь республики, автор дает не сухой анализ исторических документов, а живые человеческие эмоции, чувства, переживания. Лично мне на данную минуту известна только одна подобная работа: книга актрисы, режиссера марийского театра Сары Кирилловой «Наш театр». Кстати, о документах. Есть в книге Конаковой и они. Периодически ее рассказ сопровождается вкраплениями отрывков статей периодики тех лет.
Отдельно хочется остановиться на семье автора. Род Конаковых, что с Сернурской стороны, хорошо известен в Марий Эл. Еще до рождения нашей героини он подарил республике педагога, драматурга и просветителя Александра Федоровича и его дочь – драматическую актрису Нину Александровну Конаковых. В то же время, если биографическая линия построена в книге еще хоть как-то, то музыкальная не прослеживается фактически совсем. Например, нет ни слова о педагогах Федосьи Конаковой по музучилищу – Нифонте Сидушкине, Леониде Тайгильдине, Петре Никифорове, Константине Гейсте, Льве Сахарове. Сегодня все эти люди считаются чуть ли не иконами марийской музыки! Поэтому так интересно узнать, какими они были в жизни. Кроме того, я нашел в книге фамилий нескольких человек, о которых ни в одном марийском биографическом справочнике нет ни слова: Мария Александровна Паршина, Михаил Федорович Брагин. Поэтому уверен, что работа в данном направлении должна быть продолжена!
Игорь Савушкин
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!