» » Плохая, плохая школа!

Плохая, плохая школа!

13 января 2015, 14:35, Рубрика: Архив статей, Просмотров: 1590

В детстве я ходил в музыкальную школу и научился играть собачий вальс. Но в какой бы оркестр я ни пытался устроиться, нигде меня не брали. Что здесь не так? Вероятно, музыкальные школы абсолютно бесполезны.

Нападать на систему образования стало почти модно. Сколько раз за последние годы вам приходилось слышать от кого-то: «Да зачем нужна эта школа? Она ничему не учит. Занимайтесь тем, что вам интересно». Так часто говорят успешные люди, сделавшие именно это. Далее испорченный телефон вырывает последнюю фразу и оставляет только две первые, из чего создается стереотип о бесполезности школ. Интернет позволяет успешно продвигать его в массы. Вообще-то, пустая трата времени: в нашем детстве это не нужно было никому объяснять.

Собственная ценность символа

Зачастую мы не придаем значения тому, какую мотивацию использовать, чтобы заставить кого-то что-то делать – лишь бы сработало. Мои родители использовали следующие: «Учись, чтобы получать хорошие оценки; хорошие оценки – это хорошо»; «Получай хорошие оценки, чтобы поступить в институт» (и получать хорошие оценки там? Зачем?).

Самоценность символов для человека – явление для меня загадочное, но привычное. Вероятно, на заре экономики мужичок, глядя на горстку золотых монеток, не радовался их блеску, а представлял на их месте свинью, которую можно за эту горстку приобрести. Теперь мы рады подержать в руках свежую хрустящую купюру, особенно если на ней нарисовано «5000». Едва ли ваша жизнь изменится, если вы станете думать, что 2х2=5, но эта мысль просто разъедает мне мозг. Я страстно люблю эти 2 и 2, когда они вместе дают 4, а когда 5 – я их ненавижу. Это не просто цифры.

Не могу достоверно сказать, поступали или нет другие родители так же, как мои, но, видя вокруг огромное количество таких же неучей, как я сам, смею предположить, что да. Правильнее было бы мотивировать объяснением, для чего нужны сами знания, а не оценки, которые ребенок за них получает, но я не припомню ни одного ученика в своей школе, который думал бы таким образом. Предположу, дело в том, что родители и сами не знают. Мои ровесники, давно уже вступив в репродуктивный возраст, вспоминая о школе, говорят: «Не знаю, чему меня там научили. Математика мне в жизни не пригодилась». На подобные заявление даже возражать не хочется, потому что хочется смеяться. Если извлечь кое-как корень из дискриминанта спустя 15 минут и 6 зачеркиваний – это все, на что ты способен, то какую пользу ты хочешь? История, рассказанная в начале, – про парня, который хочет попасть в оркестр, умея сыграть только собачий вальс. 

Врали тогда и врут сейчас

Большинство подростков учатся хуже, чем они это делали в начальных и средних классах. Дело в том, что тогда они боялись родительского гнева, а теперь уже почти нет. Они осознали бесполезность оценок как таковых, но не поняли ценности знаний, и вот мы сваливаем с уроков группами по 5-6 человек, разве что не целым классом, чтобы пошвыряться снежками. А потом мы вырастаем, будучи уже отчаявшимися относительно следующего поколения, так как не верим, что детей хоть как-то может интересовать школа. Писатель Дмитрий Быков недавно высказал предложение включать школьников в социальную и политическую жизнь. Первое, что я подумал: «Да куда им, этим 15-летним раздолбаям, которым только бы ничего не делать». Но потом передумал и считаю предложение очень толковым.

Если навязать неверную мотивацию взрослому, он тоже ничего не будет делать. Как часто вы видели в различных сферах персонал, работающий ниже всякой критики? Можно быть уверенным, что единственная их мотивация – зарплата, которую они в любом случае получат, и в любом случае одного и того же размера. Тот же самый мотив – получение оценок – вынуждает подростков игнорировать обучение, потому что они уже не так глупы, чтобы верить в собственную ценность отметок. Они понимают, что родители им врали. Когда приходит время натаскивать дитя к ЕГЭ, потому что «необходимо поступить в вуз», реакция та же: «Врали тогда и врут сейчас». 

Эпилог

В завершение можно написать: «Главная цель школы – научить учиться». К сожалению, фраза стала общим местом. Если бы это удавалось, многое было бы по-другому. Более правильной, на мой взгляд, будет цитата футуролога Элвина Тоффлера: «В XXI веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».

Делать пафосных выводов и давать советов не будем; мысль я, надеюсь, донес. Целью было осмыслить опыт подросткового обучения, своего и одноклассников и постараться понять, почему все произошло так, как произошло. И немножко вступиться за школьных учителей, которые, во всяком случае, в мое время делали свое дело хорошо.

Игорь Стрельцов

Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Вы уже открыли сезон шашлыков?
Да
Нет
Некогда
похожие материалы
Представительница новой России
26 марта 2016, 10:00
Интересные люди
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » Плохая, плохая школа!