«ВНД» побеседовал с мастером авиамодельного спорта
Спортивный авиамоделизм – понятие, знакомое многим. Некоторые относятся к данному увлечению скептически, считая, что нет ничего особенного в том, чтобы запускать в небо «игрушечные самолетики с мотором», но есть в нашей республике люди, для которых увлечение авиамодельным спортом стало смыслом жизни. Корреспондент «ВНД» встретился с председателем Региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Республики Марий Эл», мастером спорта Анатолием Стариковым, который поделился с нашими читателями тем, насколько сильной может оказаться тяга к высоте.
Корр.: Анатолий Иванович, расскажите немного о том, что представляет собой авиамодельный спорт.
А.И.: Авиамодельный спорт во всероссийской спортивной классификации идёт под первым номером. В нём более двух десятков категорий моделей. В частности, радиоуправляемую гоночную модель самолёта по праву называют «Формулой-1» авиамодельного спорта. Соревнования проводятся на скорость прохождения моделями дистанции в 4 км по треугольному маршруту – 10 кругов, в гонке одновременно участвуют три экипажа «пилот – механик».
Гонка проходит очень интенсивно, пилотам необходимо постоянно следить за дистанцией между своей моделью и моделями соперников, а также за зоной безопасности. В результате этого напряжения частота пульса у пилотов во время гонки достигает 200 ударов в минуту.
Чтобы эксплуатировать эту технику, надо иметь большой опыт. Это лишь со стороны кажется таким простым.
Корр.: Как развивался авиамодельный спорт в республике?
А.И.: Началом спортивного авиамоделизма в Республике Марий Эл можно считать январь 1965 года. В то время была организована авиамодельная лаборатория под руководством Анатолия Кожевникова. У спортсменов-авиамоделистов впервые появилась возможность участия в спортивных соревнованиях за пределами Марийской АССР.
Результаты сказались уже в 1968 году, когда наш спортсмен Юрий Пичугин, выступая на зональных соревнованиях Чемпионата России в г. Иваново, стал кандидатом в мастера спорта СССР.
В середине 90-х годов мастером спорта Российской Федерации стал ещё один спортсмен из Марий Эл – Владимир Барабанов. Он многие годы успешно выступал на соревнованиях разного уровня, включая этапы Кубка мира, в классе моделей F-1-С.
До 1995 года в нашей республике было подготовлено 10 спортсменов-авиамоделистов высокого уровня.
Корр.: А сегодня? Стремится ли молодёжь заниматься данным видом спорта?
А.И.: В 2012 году у нас появилась своя республиканская Федерация авиамодельного спорта, коллективный член Федерации авиамодельного спорта России. В неё вошли 10 человек, которые занимаются авиамоделизмом официально. Неофициально – 20-25. Это все взрослые, серьёзные люди.
Что касается детей, то сегодня в нашем городе существует четыре детских клуба: «Метеор» и «Эврика» Центра технического творчества учащихся, «Спортивно-технический клуб» и «Полион» Станции юных техников.
Корр.: Как и когда Вы пришли в авиамодельный спорт?
А.И.: Я в авиамоделизме уже 51-й год. Обычно этим начинают заниматься в младшем школьном возрасте. Я же пришёл в этот спорт достаточно поздно – в 18 лет. В военкомате дорогу в небо мне закрыли. И если для современных ребят такой момент является счастьем, для меня это стало целой трагедией. Желание подняться в воздух было непреодолимое. И вот я решил сделать что-то такое, чтобы я смог покорить небо. Сейчас это называют сверхлегкими летательными аппаратами. Поскольку я был уже достаточно взрослым и в школе тех лет нас хорошо учили на уроках труда, то столярное дело для меня было очень простым. Придя в авиамодельный кружок, которым руководил человек-легенда марийского авиамоделизма Константин Иванович Гживац, за пару месяцев я сделал модель планера чемпионатного класса. Она с успехом прошла испытания в воздухе, став своеобразной точкой отсчета начала моего профессионального увлечения авиамодельным спортом.
Корр.: Я знаю, что Ваша карьера авиамоделиста развивалась стремительно и звание мастера спорта Вы тоже получили достаточно быстро.
А.И.: Да, так получилось, что наш экипаж, состоявший из двух человек – Владимир Авдонькин и я, за один спортивный сезон выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта СССР, мастеров спорта СССР, выиграли Чемпионат России в категории кордовых моделей воздушного «боя» F-2-D и стали участниками 41-го Чемпионата СССР в составе сборной команды РСФСР. В марте 1973 года мы были первыми в республике мастерами спорта СССР по авиамодельному спорту.
Корр.: Расскажите немного о моделях самолётов, которые используются авиамоделистами во время соревнований.
А.И.: Раньше мы делали модели самолётов сами. Для постройки использовали древесину, микалентную бумагу. Сейчас ситуация изменилась. В продаже есть множество комплектующих. Да и готовые модели тоже можно приобрести. Стоимость таких самолетов достигает несколько сотен тысяч рублей. Все авиамодели делятся на классы: скоростные, гоночные, пилотажные, копии, планера, резино-моторные, таймерные и так далее. Рабочий объем двигателей может превышать 100 кубических сантиметров, а мощность – более пяти лошадиных сил. Скорость полёта гоночных моделей – свыше 300 км/ч. Конечно, этот класс моделей очень дорог. Стоимость одной – несколько тысяч долларов, а сравнительно бюджетного двигателя, ценой в 460 долларов США, зачастую хватает только на одни соревнования.
Корр.: Самолёты работают на каком-то определённом топливе?
А.И.: Используются два наиболее распространённых типа двигателей: дизельные компрессионные и с калильным зажиганием. Дизели работают на керосине с добавлением технического эфира, касторового, синтетического или минерального масла. В калильном используется топливо, в состав которого входит касторовое масло, жидкость М1 и различные присадки.
Корр.: Можете припомнить интересный случай, связанный с участием в чемпионатах?
А.И.: Случаев было много, но скорее грустные, чем смешные. Например, на закрытии спортивного сезона в Москве я выронил из кармана во время переодевания все деньги, что положила мне с собой супруга Тамара Сергеевна. Тогда были трудные времена, и на счету была каждая копейка. И вот, когда мои коллеги узнали, почему я двое суток не ем, меня не оставили в трудную минуту. Был случай, когда я уехал на чемпионат, забыв водительское удостоверение. Моя супруга несколько километров бежала по полю, чтобы меня не оштрафовали гаишники.
Корр.: В обоих случаях Вы упомянули супругу. Тамара Сергеевна разделяет Ваши увлечения?
А.И.: Она всегда с пониманием относилась к моему увлечению. Этот человек поддерживает меня всю жизнь. Несмотря на то, что порой условия были очень стеснённые, вместе со мной побывала на многих чемпионатах мира. Она помогала мне всегда и во всём, за что я ей очень благодарен!
В одном из ближайших выпусков мы расскажем о первенстве Йошкар-Олы по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых гоночных моделей в рамках открытия авиамодельного спортивного сезона 2014 года, которое состоится 2-3 мая.
Корр.: Анатолий Иванович, расскажите немного о том, что представляет собой авиамодельный спорт.
А.И.: Авиамодельный спорт во всероссийской спортивной классификации идёт под первым номером. В нём более двух десятков категорий моделей. В частности, радиоуправляемую гоночную модель самолёта по праву называют «Формулой-1» авиамодельного спорта. Соревнования проводятся на скорость прохождения моделями дистанции в 4 км по треугольному маршруту – 10 кругов, в гонке одновременно участвуют три экипажа «пилот – механик».
Гонка проходит очень интенсивно, пилотам необходимо постоянно следить за дистанцией между своей моделью и моделями соперников, а также за зоной безопасности. В результате этого напряжения частота пульса у пилотов во время гонки достигает 200 ударов в минуту.
Чтобы эксплуатировать эту технику, надо иметь большой опыт. Это лишь со стороны кажется таким простым.
Корр.: Как развивался авиамодельный спорт в республике?
А.И.: Началом спортивного авиамоделизма в Республике Марий Эл можно считать январь 1965 года. В то время была организована авиамодельная лаборатория под руководством Анатолия Кожевникова. У спортсменов-авиамоделистов впервые появилась возможность участия в спортивных соревнованиях за пределами Марийской АССР.
Результаты сказались уже в 1968 году, когда наш спортсмен Юрий Пичугин, выступая на зональных соревнованиях Чемпионата России в г. Иваново, стал кандидатом в мастера спорта СССР.
В середине 90-х годов мастером спорта Российской Федерации стал ещё один спортсмен из Марий Эл – Владимир Барабанов. Он многие годы успешно выступал на соревнованиях разного уровня, включая этапы Кубка мира, в классе моделей F-1-С.
До 1995 года в нашей республике было подготовлено 10 спортсменов-авиамоделистов высокого уровня.
Корр.: А сегодня? Стремится ли молодёжь заниматься данным видом спорта?
А.И.: В 2012 году у нас появилась своя республиканская Федерация авиамодельного спорта, коллективный член Федерации авиамодельного спорта России. В неё вошли 10 человек, которые занимаются авиамоделизмом официально. Неофициально – 20-25. Это все взрослые, серьёзные люди.
Что касается детей, то сегодня в нашем городе существует четыре детских клуба: «Метеор» и «Эврика» Центра технического творчества учащихся, «Спортивно-технический клуб» и «Полион» Станции юных техников.
Корр.: Как и когда Вы пришли в авиамодельный спорт?
А.И.: Я в авиамоделизме уже 51-й год. Обычно этим начинают заниматься в младшем школьном возрасте. Я же пришёл в этот спорт достаточно поздно – в 18 лет. В военкомате дорогу в небо мне закрыли. И если для современных ребят такой момент является счастьем, для меня это стало целой трагедией. Желание подняться в воздух было непреодолимое. И вот я решил сделать что-то такое, чтобы я смог покорить небо. Сейчас это называют сверхлегкими летательными аппаратами. Поскольку я был уже достаточно взрослым и в школе тех лет нас хорошо учили на уроках труда, то столярное дело для меня было очень простым. Придя в авиамодельный кружок, которым руководил человек-легенда марийского авиамоделизма Константин Иванович Гживац, за пару месяцев я сделал модель планера чемпионатного класса. Она с успехом прошла испытания в воздухе, став своеобразной точкой отсчета начала моего профессионального увлечения авиамодельным спортом.
Корр.: Я знаю, что Ваша карьера авиамоделиста развивалась стремительно и звание мастера спорта Вы тоже получили достаточно быстро.
А.И.: Да, так получилось, что наш экипаж, состоявший из двух человек – Владимир Авдонькин и я, за один спортивный сезон выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта СССР, мастеров спорта СССР, выиграли Чемпионат России в категории кордовых моделей воздушного «боя» F-2-D и стали участниками 41-го Чемпионата СССР в составе сборной команды РСФСР. В марте 1973 года мы были первыми в республике мастерами спорта СССР по авиамодельному спорту.
Корр.: Расскажите немного о моделях самолётов, которые используются авиамоделистами во время соревнований.
А.И.: Раньше мы делали модели самолётов сами. Для постройки использовали древесину, микалентную бумагу. Сейчас ситуация изменилась. В продаже есть множество комплектующих. Да и готовые модели тоже можно приобрести. Стоимость таких самолетов достигает несколько сотен тысяч рублей. Все авиамодели делятся на классы: скоростные, гоночные, пилотажные, копии, планера, резино-моторные, таймерные и так далее. Рабочий объем двигателей может превышать 100 кубических сантиметров, а мощность – более пяти лошадиных сил. Скорость полёта гоночных моделей – свыше 300 км/ч. Конечно, этот класс моделей очень дорог. Стоимость одной – несколько тысяч долларов, а сравнительно бюджетного двигателя, ценой в 460 долларов США, зачастую хватает только на одни соревнования.
Корр.: Самолёты работают на каком-то определённом топливе?
А.И.: Используются два наиболее распространённых типа двигателей: дизельные компрессионные и с калильным зажиганием. Дизели работают на керосине с добавлением технического эфира, касторового, синтетического или минерального масла. В калильном используется топливо, в состав которого входит касторовое масло, жидкость М1 и различные присадки.
Корр.: Можете припомнить интересный случай, связанный с участием в чемпионатах?
А.И.: Случаев было много, но скорее грустные, чем смешные. Например, на закрытии спортивного сезона в Москве я выронил из кармана во время переодевания все деньги, что положила мне с собой супруга Тамара Сергеевна. Тогда были трудные времена, и на счету была каждая копейка. И вот, когда мои коллеги узнали, почему я двое суток не ем, меня не оставили в трудную минуту. Был случай, когда я уехал на чемпионат, забыв водительское удостоверение. Моя супруга несколько километров бежала по полю, чтобы меня не оштрафовали гаишники.
Корр.: В обоих случаях Вы упомянули супругу. Тамара Сергеевна разделяет Ваши увлечения?
А.И.: Она всегда с пониманием относилась к моему увлечению. Этот человек поддерживает меня всю жизнь. Несмотря на то, что порой условия были очень стеснённые, вместе со мной побывала на многих чемпионатах мира. Она помогала мне всегда и во всём, за что я ей очень благодарен!
В одном из ближайших выпусков мы расскажем о первенстве Йошкар-Олы по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых гоночных моделей в рамках открытия авиамодельного спортивного сезона 2014 года, которое состоится 2-3 мая.
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!