» » » Как старинный Кокшайск за 445 лет стал фешенебельным Кокшавелем

Как старинный Кокшайск за 445 лет стал фешенебельным Кокшавелем

28 октября 2019, 20:06, Рубрика: Новости Марий Эл » Общество, Просмотров: 3818

На самом деле, Кокшайск – это первый русский город в марийском крае. Он основан в 1574 году. К слову, Йошкар-Ола появилась на карте российского государства десять лет спустя, в 1584 году (тогдашнее название «Царёв город на Кокшаге», трансформировавшееся в «Царевококшайск»).

Город Кокшайск построили между устьями двух рек – Большой и Малой Кокшаги (на марийском «Какшан»). Поэтому и такое название. Говорят, что первоначально был Кокшажск, но из-за трудности произношения название превратилось в Кокшайск.

Кокшайск был городом на протяжении двух столетий. После административной реформы в 1781 году он потерял городской статус и стал селом. В советское время являлся административной единицей Йошкар-Олы. С 2005 года Кокшайск – это сельское поселение Звениговского района Республики Марий Эл.

За 445-летнюю историю Кокшайска произошло немало событий

В 1774 году Емельян Пугачев после разгрома под Казанью с остатком верных ему казаков бежал в марийские леса, вышел к Волге в Кокшайске и переправился на правый берег реки. Кстати, сейчас в Звениговском районе действует туристический маршрут «По следам Емельяна Пугачева».

В 1869 году в Кокшайске побывал будущий российский император Александр III. Его встречали колокольным звоном, после чего он внес в церковную кружку 100 рублей для открытия сельского училища.

В 1933 году в окрестностях Кокшайска снимали кинокартину «Песнь о счастье», где одну из главных ролей  исполняла Янина Жеймо, прославившаяся в роли Золушки в одноименном художественном фильме.

Во время Великой отечественной войны в Кокшайске для нужд армии изготавливали снегоступы и кольца к лыжным палкам.

В 70-х – 80-х годах прошлого века здесь работал цех йошкар-олинской фирмы «Полек», где делали плетёную мебель.

Уроженцем села является Михаил Кологривов, Герой Советского Союза, морской лётчик-истребитель, за годы Великой Отечественной войны совершивший 538 боевых вылетов. Его именем названа центральная улица Кокшайска.

В Кокшайске родилась и выросла Валентина Николаевна Неёлова, мать известной актрисы Марины Неёловой. Известно, что на лето в дошкольные и школьные годы Марина приезжала на Волгу к родственникам.

В начале 70-х годов XX века Кокшайск объявили зоной отдыха трудящихся столицы республики. Здесь начали строить санатории, турбазы, пионерские лагеря. Появилась дорога – Кокшайский тракт. У властей зрели грандиозные планы - связать город и село троллейбусным сообщением. Но планы так и остались на бумаге. На протяжении 35 лет село являлось административной единицей Йошкар-Олы, входило в состав Заводского района.

Сейчас это не просто село на берегу Волги. Это как раз территория между устьями двух рек – Большой и Малой Кокшаги. Начиная от деревни Семёновка, баз отдыха, санаториев, лодочных станций вплоть до дачного кооператива «Волгарь». Из-за множества элитных коттеджей, построенных в селе и его окрестностях, в народе Кокшайск называют «Кокшавель».

Достопримечательности Кокшайска

Что мне нравится здесь – это старые дома, которые соседствуют с шикарными постройками дачников. В селе на заборах можно часто встретить объявления по поводу продажи. Например, этим летом за полтора миллиона рублей можно купить скромный бревенчатый дом пятистенок с печным отоплением и 12 сотками земли в 300 метрах от Волги. А за десять миллионов предлагается дачный комплекс со всеми удобствами.

Если будете в Кокшайске, обязательно посетите Покровскую церковь. Деревянный храм построили ещё во времена основания самого города (1574 год). Каменный храм возвели в 1793 году на средства царевококшайского купца Ивана Ганешина. В 30-е годы ХХ века церковь была закрыта, колокола и кресты сброшены, вынесены иконы. В здании разместился склад Марпотребсоюза. Церковь отреставрировали и вновь открыли в декабре 1992 года. Сейчас это архитектурный памятник федерального значения.

Есть в селе и местный музей истории. Пытался несколько раз попасть туда и посмотреть экспонаты, но не получалось – двери были на замке. А так музей работает пять дней в неделю (со среды по воскресенье) по два часа (с 10:00 до 12:00). Говорят, что в экспозиции есть копия документа из «Разрядной книги Русского государства» о возведении крепости в Кокшайске и автограф Александра III, посетившего село в 1869 году. Помещение музея небольшое, поэтому часть экспонатов хранится в подсобке. Например, бальное платье актрисы Марины Неёловой, которое она подарила музею вместе с другими личными вещами.

К местным достопримечательностям я бы ещё отнёс пристань. Вернее, то, что от неё осталось. В конце 70-х годов здесь была грузовая пристань и двухэтажный дебаркадер. Речной порт ежедневно принимал десятки судов.

Среди них – трехпалубный теплоход «Инженер Пташников», построенный в 1958 году на верфи в Германии. Он специализировался на речных круизах вверх и вниз по Волге. В советские времена многие жители республики отправлялись на нём, например, до Астрахани и обратно.

Сейчас справа от пристани есть небольшая лодочная станция, а слева – место, куда приезжают покупаться, позагорать и пожарить шашлыки.

В конце 70-х годов в Кокшайске появилась автостанция. До Йошкар-Олы ездили большие комфортабельные «Икарусы». Но со временем рейсов становилось всё меньше, и в 2014 году здание автостанции закрыли из-за нерентабельности. Оно потихоньку разрушается, кругом можно увидеть мусор. До столицы Марий Эл сейчас ездит маршрутка (четыре рейса в день туда/обратно).

Рядом с заброшенной автостанцией находится официальный центр Кокшайска. Здесь располагаются недавно построенное здание администрация сельского поселения, памятник Герою Советского Союза Михаилу Кологривову, открытая площадка для проведения ярмарок, несколько магазинов.

Легенды Кокшайска

Обычно рассказывают одно предание старины глубокой. Давным-давно из Кокшайска повезли церковный колокол в Царевококшайск. Довезли колокол на возу до первой грязи и без видимой причины он скатился в болото. Как ни пытались поднять - не смогли: веревки рвались. Так и ушел колокол в землю, решив не покидать свой город.

Кокшайск и большая вода

По словам старожилов, самое большое наводнение здесь было в 1926 году. Тогда лишь несколько домов не пострадало от большой воды, которая подошла к ступеням церкви. Сильное половодье было в 1932, 1936, 1979 годах. Из-за таянья снега уровень воды в Волге весной традиционно повышается, половодье может развиваться стремительно. После того, как построили Чебоксарскую ГЭС, большая вода стала приходить в Кокшайск реже. Но год на год не приходится.

Например, проблематично было добраться от Кокшайска до дачного кооператива «Волгарь» в 2005 и 2012 годах. Дорога, проходящая через заливные луга, превращалась в акваторию и главным средством передвижения становились лодки.

Случалось и такое – дачники на выходные приезжали в «Волгарь» на машинах, а выехать обратно не могли из-за резкого подъема воды.

Здесь свою роль играет не только природный фактор, но и человеческий - холостые сбросы воды на гидроэлектростанции.

Когда небольшое село на Волге станет крупным портом?

Марий Эл - как пилотный регион по развитию водного туризма в Приволжском федеральном округе. Такое предложение озвучил глава региона Александр Евстифеев на недавнем заседании Совета округа. Здесь Кокшайску отводится особая роль.

«Оборудование причала, которое сейчас активно осуществляется, позволит развиваться круизному направлению с удобной транспортной логистикой. Это пример межсубъектного туристического сообщества внутри ПФО», - сказал Александр Евстифеев.

Строительство современного порта в Кокшайске активно обсуждались в октябре 2018 года. Речь шла об инвестиционном проекте. Компания-застройщик готова была вложить 800 миллионов рублей собственных средств. Перспектива вырисовывалась радужная: в Кокшайске появились бы пассажирский и грузовой причалы, а также яхт-клуб. Первый этап строительства (самый масштабный и экономически выгодный) – создание условий для разгрузки товаров.

«Песок, щебень, гравий, металлы, зерно, конструкции – все, что сегодня идет по Волге от Астрахани и до Санкт-Петербурга, здесь можно будет разгружать. Годовой оборот может составить от восьмисот до полутора миллиардов рублей в год, при этом налоговые отчисления в бюджет республики составят двести-триста миллионов», - заявлял год назад инвестор Николай Тетерин.

Но планам по строительству стратегического транспортного узла республики не суждено было сбыться. В декабре 2018 года Николай Тетерин ушёл из жизни.

Что будет дальше с этим инвестпроектом – непонятно. Но есть новые заявления о масштабных и долгоиграющих планах относительно дальнейшего развития села. Но обещанного оживления (здесь и сейчас) на левом берегу Волги в этом году замечено не было.

Михаил Винокуров

Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Что в этом году в Йошкар-Оле чистят от снега хуже всего?
Магистральные улицы
Межквартальные проезды
Тротуары
Дворы
похожие материалы
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » » Как старинный Кокшайск за 445 лет стал фешенебельным Кокшавелем