» » » Специалисты Марий Эл об уроках религии

Специалисты Марий Эл об уроках религии

С недавнего времени все школьники России изучают религию. Эта тема обычно вызывает много противоречий. Удастся ли избежать конфликтов между детьми разных культур и нужен ли вообще нашим школам такой предмет?

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) внедрён Министерством образования и науки России в школьную программу с 1 сентября 2012 года и включает в себя 6 модулей, из которых учащиеся выбирают один.
• «Основы православной культуры»,
• «Основы исламской культуры»,
• «Основы буддийской культуры»,
• «Основы иудейской культуры»,
• «Основы мировых религиозных культур»,
• «Основы светской этики».

Специалисты Марий Эл об уроках религииГлавной проблемой этого курса на данный момент считается нехватка учителей. Многие школы, особенно сельские, не имеют в штате квалифицированных педагогов для каждого из модулей. Кроме того, многим учителям на этапе эксперимента не нравилась безоценочная система преподавания предмета, так как она не мотивирует школьников.

Об особенностях курса на уровне региона «ВНД» рассказал ведущий специалист-эксперт Управления общего и дошкольного образования Александр Илларионов.

– Как в Республике Марий Эл реализуется школьный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
– В Марий Эл курс «Основы религиозных культур и светской этики» реализуется во всех общеобразовательных школах с 1 сентября 2013 года. Введение ОРКСЭ не потребовало особых усилий, так как наша республика участвовала в экспериментальной апробации данного курса с 2009 года.
Все модули и курс в целом являются культурологическими и направлены на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.

– Какие из модулей более популярны, а какие менее?
– Более популярным в нашей республике является модуль «Основы светской этики», второй по популярности – «Основы православной культуры». Данная тенденция сохраняется с момента апробации курса.

– Родители учащихся могут выбрать для изучения один из модулей. А как быть с традиционной религией коренного народа РМЭ – мари? Изучается ли она?
– Традиционную религию марийского народа нельзя включать в этот перечень модулей, так как они утверждаются на федеральном уровне. Ознакомительный курс с марийской традиционной религией осуществляется в рамках учебного предмета «История и культура народов Марий Эл», в котором есть специальные встроенные темы.

– Достаточно ли в республике квалифицированных педагогов для преподавания курса ОРКСЭ?
– Основы иудейской и буддийской культур в Марий Эл не выбирались, остальные 4 модуля у нас преподаются, учителей хватает. Марийский институт повышения квалификации ежегодно проводит курсы для учителей ОРКСЭ, без прохождения которых преподаватель не имеет права вести данный предмет.

– Наша республика входила в состав регионов, в которых проводился эксперимент по внедрению курса ОРКСЭ. Почему Марий Эл присоединилась к эксперименту? Нужен ли нам этот предмет?
– Первоначально наш регион не был включён в перечень регионов, где проводилась апробация, но мы вступили в эксперимент по своей инициативе, так как посчитали, что данный курс способствует укреплению межнационального согласия, мира, потому как изучается не одна отдельно взятая религия, а основы всех мировых религиозных культур.

– Это факультатив или обязательный предмет?
– Курс ОРКСЭ является обязательным, но изучается только в 4-м классе.

– Вы считаете подбор модулей верным? На форумах я встречал вопрос: «Почему не даётся католицизм?» Может, лучше было расширить до христианства?
– Как мне известно, подбор осуществлялся на основе статистических данных и количества представителей официально зарегистрированных конфессий.
Кроме того, выбор модуля зависит от родителей (законных представителей). Ежегодно до 1 сентября школа проводит собрания с родителями будущих четвероклассников, на которых рассказывается о содержании каждого из модулей, о чём этот курс, и родителям даётся право выбрать, что будет изучать их ребёнок. И уже на основании выбора родителей формируются группы для изучения каждого из модулей.

Специалисты Марий Эл об уроках религииО реализации программы в конкретной школе мы спросили педагога лицея №11 Светлану Поздееву.

– Как давно Вы преподаете религию?
– С 90-х годов я вела при библиотеке кружок «Родничок», тогда мы делали только первые шаги. А с 2003 года по благословению Владыки я прошла обучение в Российской академии образования, закончила курсы по программе «Духовно-нравственное воспитание. Преподавание основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях». После окончания этих курсов администрация нашей школы поддержала меня и ввела факультатив «Основы православной культуры», ребята занимаются с 5-го по 11-й класс. А когда ввели эксперимент ОРКСЭ, я стала куратором модуля «Основы православной культуры» по Марий Эл.

– Изменилось ли что-нибудь после того, как ввели этот обязательный курс?
– С введением предмета в рамках ОРКСЭ многое изменилось. Мы теперь работаем по учебнику, который разработал Андрей Кураев, но используем и учебно-методические материалы других авторов, а также перенимаем опыт работы других епархий.

– На Ваш взгляд, есть ли недостатки у программы и за счёт чего можно устранить их на местах?
– Если говорить о недостатках, нужно сказать, что сам учебно-методический комплекс неполный. Не хватает рабочих тетрадей, дидактических материалов, пока ещё нет поурочных разработок, учителям приходится многое делать самостоятельно, изучать опыт работы других педагогов, но мы надеемся, поскольку в этом направлении работа ведётся, получить в ближайшее время полный комплект учебно-методического комплекса.

– Как дети относятся к предмету? Активны ли на уроках? Бывают ли споры, конфликты?
– Не наблюдается абсолютно никаких конфликтов. В классе есть дети других национальностей, и они с удовольствием знакомятся с православной культурой, а когда мы просим, чтобы они рассказали о своей культуре, что они делают с удовольствием, детям это всё интересно, они задают вопросы. Тревоги, что это может вызвать конфликты, нет.

– А дети из марийских или татарских семей? Были ли там разногласия с родителями? Как, например, преподавать православие мусульманину?
– Такого опыта нет. Ислам у нас выбрал всего один человек. Обычно дети других культур выбирают «Основы мировых религий» или «Основы светской этики».
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Вы уже открыли сезон шашлыков?
Да
Нет
Некогда
похожие материалы
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » » Специалисты Марий Эл об уроках религии