Вера без надежды
Простая и скромная девушка Вера из Москвы меняет любящего мужа на велосипед. На это стоило посмотреть.
На днях в Йошкар-Олу приехала московская труппа со спектаклем-импровизацией «Вера и велосипед», показанным на сцене театра драмы им. Г. Константинова. Под импровизацией в данном случае понимается не полная анархия на сцене, а разные – от спектакля к спектаклю – подходы к раскрытию сюжета. Пьеса в полном виде отсутствует, есть только фабула.
Оживающая фотография
Этот спектакль родился во время занятий на режиссёрском факультете ГИТИСа, когда студенты должны были создать сценку по фотографии. Снимок девушки Веры у ЦПКиО им. М. Горького, сделанный 9 мая 1953 года, стал отправной точкой этого сюжета.
Вера (Мария Смольникова) – девушка незамужняя, но уже беременная, вынуждена поехать со своим женихом Колей (Амбарцум Кабанян) к его матери, чтобы та позаботилась о девушке, пока он будет на медицинской конференции (Вера – сирота и живет в Москве в общежитии). Но мать уже приготовила своему любимцу невесту, которая, с ее точки зрения, идеально подходит. Она принимает Веру холодно.
Мать Коли (Яна Осипова) – забавный персонаж, армянка, которая много шутит, за что её и полюбил весь зал. Кто-то даже в шутку предложил оставить только ее, хотя и так во время её одиночных пассажей спектакль напоминал стэнд-ап (формат выступления, в котором работают Comedy Club).
По ходу спектакля сложно было предположить, что это остроумное игривое действо закончится так трагично. Это была одна из самых мрачных концовок, которые мне доводилось видеть.
И смех, и слёзы
Есть два популярных вида финала: «голливудский» – «хэппи-энд», и «антиголливудский» – всё плохо, все умирают. Однако и в том, и в другом варианте, как правило, остаётся надежда, поскольку воля главного героя не сломлена. В этом спектакле мы видим третий вариант. Дело было так: Вера с Колей и его матерью живут в её доме, как вдруг выясняется, что Верин любимый старый гудок, спрятанный под подушкой, пропал. Оказалось, мать не придала ему значения и потеряла. Вера безумно расстроена, и позже, когда они вместе смотрят старые семейные фото и девушке показывают единственную фотографию Колиной бабушки, она забирает её и рвет. Зал ахнул. После этого стало понятно, что этой девушке, измученной травмами несчастного детства, уже ничто не поможет. У них с мужем возникает серьёзная ссора. Коля приходит в ярость и жестоко иронизирует по поводу того, что он взял её, сироту, в жены, приютил в своём доме и дал ей все необходимое (по тем временам – крыша над головой, стол с пищей), «а ты недовольна тем, что мы потеряли какой-то гудок». Очень пронзительный монолог, по нерву почти не уступающий сцене с уничтожением фотографии.
Вера называет себя плохим человеком, но, очевидно, не собирается меняться. Всем своим поведением девушка показывает, что окружающие должны принять её как есть, со всеми недостатками. История заканчивается разводом и подаренным уже после него (наконец-то!) велосипедом.
Чего нам не живется?
То, что девушка предпочитает живым любящим её людям символы, возвращающие её к тяжелому детству, подводит нас к мысли, что шрамы не заживают. Героиня не способна справиться со своими демонами ни в одиночку, ни с чьей-либо помощью. Блестяще сыгранное Марией Смольниковой тихое отчаяние бедной девушки оставляет нас в глубокой печали и некоторой растерянности («как же так? чего тебе не живется?») В то же время мы понимаем, что не можем вжиться в шкуру девушки и, как следствие, нам неизвестно, можем ли мы сами противостоять злому року; если что-то ужасное произойдёт с нами, сможем ли мы оправиться? А вдруг мы и сейчас поломаны, но не понимаем этого, потому что привыкли думать, что нас должны принимать такими, какие мы есть? Верить в это неприятно и не хочется, но спектакль подводит к такому заключению. Даже долгожданное, спустя годы, появление Коли на той же скамейке у того же ЦПКиО, не выручает. Не знаю, как вы, а я в будущее этой героини поверить не могу.
Зрители Йошкар-Олы справедливо оценили спектакль как крайне эмоциональный и прекрасно сыгранный и просили артистов приезжать ещё. Эта талантливая и оригинальная постановка растрогала до глубины души, кажется, абсолютно всех.
На днях в Йошкар-Олу приехала московская труппа со спектаклем-импровизацией «Вера и велосипед», показанным на сцене театра драмы им. Г. Константинова. Под импровизацией в данном случае понимается не полная анархия на сцене, а разные – от спектакля к спектаклю – подходы к раскрытию сюжета. Пьеса в полном виде отсутствует, есть только фабула.
Оживающая фотография
Этот спектакль родился во время занятий на режиссёрском факультете ГИТИСа, когда студенты должны были создать сценку по фотографии. Снимок девушки Веры у ЦПКиО им. М. Горького, сделанный 9 мая 1953 года, стал отправной точкой этого сюжета.
Вера (Мария Смольникова) – девушка незамужняя, но уже беременная, вынуждена поехать со своим женихом Колей (Амбарцум Кабанян) к его матери, чтобы та позаботилась о девушке, пока он будет на медицинской конференции (Вера – сирота и живет в Москве в общежитии). Но мать уже приготовила своему любимцу невесту, которая, с ее точки зрения, идеально подходит. Она принимает Веру холодно.
Мать Коли (Яна Осипова) – забавный персонаж, армянка, которая много шутит, за что её и полюбил весь зал. Кто-то даже в шутку предложил оставить только ее, хотя и так во время её одиночных пассажей спектакль напоминал стэнд-ап (формат выступления, в котором работают Comedy Club).
По ходу спектакля сложно было предположить, что это остроумное игривое действо закончится так трагично. Это была одна из самых мрачных концовок, которые мне доводилось видеть.
И смех, и слёзы
Есть два популярных вида финала: «голливудский» – «хэппи-энд», и «антиголливудский» – всё плохо, все умирают. Однако и в том, и в другом варианте, как правило, остаётся надежда, поскольку воля главного героя не сломлена. В этом спектакле мы видим третий вариант. Дело было так: Вера с Колей и его матерью живут в её доме, как вдруг выясняется, что Верин любимый старый гудок, спрятанный под подушкой, пропал. Оказалось, мать не придала ему значения и потеряла. Вера безумно расстроена, и позже, когда они вместе смотрят старые семейные фото и девушке показывают единственную фотографию Колиной бабушки, она забирает её и рвет. Зал ахнул. После этого стало понятно, что этой девушке, измученной травмами несчастного детства, уже ничто не поможет. У них с мужем возникает серьёзная ссора. Коля приходит в ярость и жестоко иронизирует по поводу того, что он взял её, сироту, в жены, приютил в своём доме и дал ей все необходимое (по тем временам – крыша над головой, стол с пищей), «а ты недовольна тем, что мы потеряли какой-то гудок». Очень пронзительный монолог, по нерву почти не уступающий сцене с уничтожением фотографии.
Вера называет себя плохим человеком, но, очевидно, не собирается меняться. Всем своим поведением девушка показывает, что окружающие должны принять её как есть, со всеми недостатками. История заканчивается разводом и подаренным уже после него (наконец-то!) велосипедом.
Чего нам не живется?
То, что девушка предпочитает живым любящим её людям символы, возвращающие её к тяжелому детству, подводит нас к мысли, что шрамы не заживают. Героиня не способна справиться со своими демонами ни в одиночку, ни с чьей-либо помощью. Блестяще сыгранное Марией Смольниковой тихое отчаяние бедной девушки оставляет нас в глубокой печали и некоторой растерянности («как же так? чего тебе не живется?») В то же время мы понимаем, что не можем вжиться в шкуру девушки и, как следствие, нам неизвестно, можем ли мы сами противостоять злому року; если что-то ужасное произойдёт с нами, сможем ли мы оправиться? А вдруг мы и сейчас поломаны, но не понимаем этого, потому что привыкли думать, что нас должны принимать такими, какие мы есть? Верить в это неприятно и не хочется, но спектакль подводит к такому заключению. Даже долгожданное, спустя годы, появление Коли на той же скамейке у того же ЦПКиО, не выручает. Не знаю, как вы, а я в будущее этой героини поверить не могу.
Зрители Йошкар-Олы справедливо оценили спектакль как крайне эмоциональный и прекрасно сыгранный и просили артистов приезжать ещё. Эта талантливая и оригинальная постановка растрогала до глубины души, кажется, абсолютно всех.
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!