Первый. Женский. Бессмертный
К 23 февраля в широкий прокат вышел фильм Дмитрия Месхиева «Батальонъ» – о женском батальоне смерти в годы Первой мировой войны. 1917 год, Николай II отрекся от престола, армия в полном разложении, многие мужчины спиваются немецким шнапсом и бегут с фронта, великая Россия на краю гибели. Женщины потеряли все: мужей, отцов, веру в будущее… В них остались только любовь к Отечеству и чувство собственного достоинства. Именно эту любовь и это светлое чувство они отправились защищать на фронт.
Русские женщины
Женские батальоны создавались Временным правительством с пропагандисткой целью – поднять патриотический настрой в армии и устыдить солдат, отказывавшихся исполнять свой мужской долг и защищать Родину, народ, род и семью. Война – это самое страшное и бессмысленное, что может произойти с человечеством, но, когда враг уже у ворот, сжигает села на твоей родной земле, философствовать и рассуждать, кто прав или виноват, поздно. Выход только один: нужно проснуться, слезть с печи, взяться за оружие и освободить свою землю. Именно на это пошли героини фильма: русские крестьянки и работницы, дворянки и учителя, служанки и курсистки. Настоящие героини, они бросили мирные дела и поклялись отдать жизнь, защищая Россию, во всем подчиняясь своему командиру Марии Бочкаревой (Мария Аронова), одной из первых русских женщин-офицеров.
Очень силен момент, когда женщинам, принятым в батальон, стригут и сбривают машинкой для стрижки овец волосы. Аккуратная русская коса крестьянки или шикарная укладка дворянки – волосы, олицетворение женственности, женской силы и энергии, в считанные доли секунд безжалостно оказываются на грязном полу. Актрисам даже не приходится играть в этом эпизоде: они глубоко проживают его, переносясь на сто лет назад и прочувствовав, что происходит с женщиной в момент расставания со своей природной сущностью. Героиня Марии Ароновой неумолимо готовит свой батальон к реальной войне: к штыковым и газовым атакам, рукопашному бою и стрельбе из окопов. Женщин, наголо выбритых и оттого еще более беззащитных, муштруют, как самых обычных солдат. Они научились ползти по грязи с винтовками, преодолевая любой холод и препятствия, защищаться и нападать, подчиняться приказам и добиваться справедливости. Русские женщины могут все.
Кажется, что в их жизни уже нет места женскому счастью, любви и миру. Как вдруг накануне смотра батальона Бочкаревой на предмет готовности к отправке на фронт выясняется, что героиня Марии Кожевниковой, графиня Наталья Татищева, беременна.
– А я чувствовала, что у тебя ребеночек будет. От тебя пахнет будущим, – говорит ей одна из героинь.
Будущим. Темой будущего пронизан весь фильм. Есть ли будущее у страны, где женщина идет на войну, а мужчина, не имея четкой цели и понимания происходящего, спивается и полностью деморализован? Есть ли будущее у народа, стоящего накануне революции и гражданской войны? Сцена с беременностью чуть ли не самая знаковая в фильме: через пару лет по указу Ленина 18 ноября 1920 года в нашей стране впервые в мире были узаконены…аборты. Сегодня в России совершается 8 миллионов абортов ежегодно, это 22 тысячи детоубийств в день. Есть ли у страны будущее, когда мы собственными руками его убиваем? И есть ли будущее у человечества, где женщина и мужчина теряют связь со своей сущностью и идут наперекор природе, отказываясь от своей женской и мужской сути? «Батальонъ» – по-настоящему тяжелый фильм, во время которого не удастся поесть попкорн, потому что пробуждающаяся в недрах души генетическая память заставляет прожить судьбу героев фильма как свою собственную.
Батальоны среди нас
После просмотра фильма зрители задаются вопросами: «Разве не идет война и не существуют женские батальоны смерти сегодня? Может, они просто под влиянием эпохи приняли другой вид?» Сто лет назад многие мужчины спивались немецким шнапсом и отсиживались в безопасности, отказываясь идти защищать Отечество. Сегодня, поддавшись разрушительной пропаганде, они тоже спиваются, вступают в бесполо-однополые отношения, не хотят брать ответственность за семью, теряя свой стержень, могучую силу и несгибаемую волю.
В 1917-м прекрасная половина человечества впервые пошла на войну и научилась убивать. Сегодня немногие женщины умеют по-настоящему любить мужчин, верить в них до последнего, поддерживать в самые трудные времена и вдохновлять. И этот фильм «кричит» нам о том, чтобы мы вспомнили, кто мы, в чем предназначение мужчин – стать крепкими физически, ментально и духовно, защищать свою честь, семью и народ, быть ответственным и решительным. А в чем женщин – научиться быть верными, глубоко любящими и понимающими, стать настоящими берегинями, и тогда мужчина будет защищен от любых несчастий. А иначе…
Не говоря уже о братоубийственной войне на Украине.
Автор идеи и продюсер фильма Игорь Угольников в интервью «LifeNews» признался, что создатели ленты в основном ориентировались на молодого зрителя.
– Мы хотели, чтобы молодые люди заинтересовались, кем были их прадеды, – объяснил свою цель продюсер. – Но главное, чтобы провели параллели между тем, что было сто лет назад, и сегодня. История повторяется. Надо уметь выносить уроки, а для этого – знать историю.
Но не только молодые зрители в кинотеатре были под впечатлением от увиденного. Взрослые и почтенные мужчины не скрывали слез и выходили из кинотеатра, крепко обняв своих жен и дочерей. Создателям удалось добиться главного – пробудить в людях души, заинтересовать собственной историей и показать: если мужчину война может сделать сильным, мужественным, настоящим героем, то для женщины война – это точка невозврата, за которой – пропасть для всего народа.
Ирина ЕРОФЕЕВА
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!