Через все инстанции

В редакцию обратился гражданин, прошедший все судебные инстанции – вплоть до Европейского Суда по правам человека, стараясь защитить свои права и получить причитающиеся ему социальные выплаты по профессиональному заболеванию и утрате трудоспособности.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» был подписан еще Борисом Ельциным в далеком 1995 году. С тех пор в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Насколько это облегчило жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья в России, в частности в Марий Эл? Пандусы в обязательном порядке устанавливаются перед входом в любое здание, будь то магазин или музей. Правда, временами можно наткнуться на весьма формальное исполнение этого требования, когда пандус установлен под углом 45 градусов или выводит проезжающего на бордюр, в яму, в лужу и прочее. Про общественные туалеты для инвалидов даже говорить не стоит, у нас и простые найти нелегко.
Что уж говорить о достойной социальной поддержке. Чтобы получить госфинансирование, нужно пройти внушительный бюрократический лабиринт. В этом мы убедились на живом примере.


Обстоятельства дела
Алексей Осокин (имя изменено – Прим. ред.) работал водителем и получил профессиональные заболевания по причине нарушения режима труда и продолжительного воздействия неблагоприятных факторов на его состояние здоровья. В 1989 году он был вынужден пройти обследование в Горьковском (ныне Нижегородском) научно-исследовательском институте гигиены и профпатологии, где факт профессионального заболевания был подтвержден комиссией врачей. Однако соответствующих документов на руки Алексей не получил. Они были переданы работодателю, организация в дальнейшем перестала существовать, документы затерялись. Пытаясь получить от Регионального отделения Фонда социального страхования по РМЭ страховые выплаты за весь период заболевания с 1989 года, он подал иск в Йошкар-Олинский городской суд с целью восстановить свои права. Суд удовлетворил иск частично, признавая факт наличия заболевания с 2010 года. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Алексей подал апелляционную жалобу, которая была отклонена. После этого он обратился в Верховный Суд РМЭ, а затем и в Верховный Суд РФ.

Алексею в 2010 году была официально установлена III группа инвалидности, имеется свидетельство ВТЭК (Врачебно-трудовая экспертная комиссия – Прим. ред.), а с апреля 2012 года была определена утрата профессиональной трудоспособности на 40%, – рассказывает адвокат Юлия Копылова. – Являясь работником предприятия, Осокин предоставил работодателю и в СЭС документы о нахождении на стационарном лечении в 1989 году. При переосвидетельствовании Осокина в акте от 2011 года комиссией врачей вновь была сделана ссылка на акт медицинского освидетельствования 1989 года о наличии профессионального заболевания. Мы пришли к выводу, что, если Осокин как работник уведомил работодателя по поводу наступления страхового случая, работодатель должен был уведомить СЭС в тот же период, то есть в 1989-м. Соответственно, на работника распространяются нормы федерального закона. Поскольку лечение он проходил в Нижнем Новгороде, работодатель не мог не знать об этом.


Немногие идут до конца
Верховный Суд Российской Федерации принял жалобу Осокина к рассмотрению, но счел, что все обстоятельства предыдущими судебными инстанциями оценены верно. Верховный Суд – это для россиянина последняя судебная инстанция, где можно обжаловать судебное решение. Но Осокин на этом не остановился и подал жалобу в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Однако там его ситуацию не стали даже рассматривать.

Зачастую люди, насмотревшись телевизора, считают, что правды не добиться, и не обращаются за судебной защитой или для консультации к юристам, – говорит Юлия Копылова. – Очень немногие пытаются доказать свою правоту, используя все рычаги судебной системы. Некоторые перестают защищаться на первоначальном этапе. Адвокат, в свою очередь, не может пройти все инстанции по собственной инициативе, без желания клиента. Права остаются не восстановленными.


Есть ли надежда?
В данном случае истец решил идти до конца. Но почему суд отказал Осокину?
Очень жаль, что я вошла в процесс по делу Осокина только тогда, когда решение суда уже вступило в законную силу – после принятия апелляционного решения, – поясняет адвокат. – Судебное решение вступило в законную силу, и я не могу его комментировать. Проблема, на мой взгляд, была в том, что в первых инстанциях, когда Осокин защищался сам, не были предоставлены все необходимые доказательства. А в последующем добавлять документы было уже поздно, так как решение суда вступило в законную силу, кассационная инстанция лишь оценила прошлые решения относительно правильности применения норм законодательства. Однако и при этом, я считаю, шансы все равно были хорошие. Был доказан факт профзаболевания, как и дата его фиксации. Мы составили подробную жалобу в Верховный Суд РФ, но Осокину пришел формальный ответ, в котором указано на правильность принятого решения, но при этом не мотивирован отказ в передаче дела на новое рассмотрение.

Что же еще можно сделать в подобном случае, чтобы было больше шансов в суде?

Мы всегда рекомендуем клиентам, если СЭС или другой медицинский орган пришел к выводу о том, что профессионального заболевания у человека не установлено, а он настаивает на этом, смело обратиться на платной основе в другую организацию здравоохранения, у которой есть лицензия на проведение обследований, – советует Юлия Копылова. – Тогда гражданин сможет представить суду два заключения и имеет право просить назначить в отношении него комплексную экспертизу на базе лечебного учреждения, где уже в суде экспертное заключение подтвердит, прав человек или нет. Следует обращаться к специалистам, получать документы по запросам адвокатов, ходатайствовать в суде о запросе документов и в полной мере пользоваться всеми правами, которые предусмотрены законами РФ.

Кстати, в Марий Эл и сейчас нет своего центра профпатологии. Как нам пояснили в пресс-службе Минздрава РМЭ, подробный план действий в случае профзаболевания нужно обсудить с врачом поликлиники по месту жительства. После этого заболевание диагностируют и лечат, если это можно сделать в Марий Эл. Если нет, то Минздрав должен выдать направление на обследование в другом медицинском учреждении (бесплатно), например, в вышеуказанном Нижегородском НИИ.
Кроме того, в настоящее время Советом Адвокатской палаты Марий Эл принято решение об организации бесплатной юридической помощи специально отобранных адвокатов. Таких в республике 20 человек. Они помогают малоимущим, инвалидам, ветеранам ВОВ по определенной категории споров: например, увечья, жилищные вопросы.

Денис ДОЛГОПОЛОВ
Специалисты фиксируют небольшое снижение темпов строительства жилья в Марий Эл
Сегодня, 12:00
Недвижимость, Общество
В ПФО минимальные цены на бензин и дизтопливо остаются в Татарстане
Сегодня, 09:30
Дороги, Авто
Специалисты Маристата проанализировали цены в регионах Приволжского федерального округа
На форуме в Санкт-Петербурге Марий Эл заключила несколько стратегических соглашений
Сегодня, 09:14
Общество, Политика
В Волжске нашли водителя, решившего покататься по пешеходному фонтану
Сегодня, 08:15
Происшествия
Его привлекут к административной ответственности
Школьница из Мари-Турека перевела мошенникам денежные средства отца
Сегодня, 07:30
Происшествия
Сделано это было для получения игровой валюты
Новости Марий Эл за неделю: от первой футбольной победы до новых дорожных знаков
07 июня 2025, 12:00
Общество, Обзоры
Новости Марий Эл за неделю: от детсадовского асфальтирования и до фестивального ребрендинга
03 июня 2025, 14:50
Общество, Обзоры
Новости Марий Эл за неделю: от отключения горячей воды и до открытия общественного туалета
26 мая 2025, 07:06
Общество, Обзоры
Опрос

Набережная только для пешеходов?

Только пешеходы
И для велосипедистов тоже
Мне всё равно

 
Архив
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Июнь 2025 (151)
Май 2025 (263)
Апрель 2025 (276)
Март 2025 (273)
Февраль 2025 (241)
Январь 2025 (236)