» » Какой будет следующий ход?

Какой будет следующий ход?

31 марта 2014, 17:00, Рубрика: Архив статей, Просмотров: 1700
Что происходит в Украине и мире? Как в этом разобраться простому россиянину не из высших эшелонов власти? В период постоянно меняющейся картины событий мы обратились к независимому эксперту. Мне посчастливилось побывать на его университетских лекциях, где я поняла, что о политике можно говорить захватывающе, объективно и… с обаянием.
На вопросы, которые сейчас больше всего интересуют наших соотечественников, нам ответил старший вице-президент Евразийской рейтинговой комиссии, профессор МГИМО-Университета, кандидат политических наук, политолог Сергей Сергеевич Судаков.

– Сергей Сергеевич, в условиях информационной войны простые граждане не понимают происходящее. Многие украинские и западные СМИ называют Россию «агрессором» и «империей зла», российские масс-медиа подчеркивают положительные стороны своего внешнеполитического курса. Где искать правду?
– Правда в условиях информационной войны – понятие в значительной мере субъективное. Власть на Украине представляет сегодня днепропетровский клан, которого самого подпирает галицко-волынский «Правый сектор», объединяющий дюжину ранее марионеточных националистических организаций. Остальная часть Украины на сегодня временно оказалась без своего политического представительства. Правда в том, что если бы эти процессы были пущены на самотёк, то довольно быстро появилось бы представительство восточной части, хотя это и могло бы произойти ценой силового «наката» со стороны «Правого сектора», с вытекающими отсюда репрессиями и жертвами. Кроме того, правительство Яценюка стало бы пророссийским настолько быстро, насколько смогло бы осознать степень структурной зависимости Украины от России, и стремилось бы инициировать попытки избавиться от «Правого сектора». А концепт «проекта Украины» на основе галицко-волынской идентичности довольно быстро бы сам себя скомпрометировал.

– Однако ситуация стала развиваться по иному пути. Чему поспособствовала Россия, защитив Крым?
– Прежде всего, появлению настороженного отношения со стороны некогда нейтральных областей центра и юго-востока, позволила концентрироваться западной пропаганде на образе России как «воплощении зла». К сожалению, защитив Крым, Россия задала, по сути, антироссийский вектор любого украинского правительства в ближайшие годы. Пропагандистская политика России оказалась не готова к продвижению пророссийской интерпретации событий на международном уровне.

– Благими намерениями… Как сейчас стоит вести себя российскому правительству, чтобы сбалансировать ситуацию?
– В дальнейшем оптимальным представляется тактика передачи инициативы украинскому правительству – в отсутствие ресурсов оно с неизбежностью будет совершать ошибки, которые будут ронять его популярность. Силовой захват власти уже «Правым сектором», если он состоится, автоматически «обелит» Россию и даст новый шанс коммуникации не с позиции «империя зла».

– Нарушила ли Россия какие-либо законодательные нормы, присоединив Крым? Стоило ли потянуть время, дождаться назначения легитимной власти в Украине, как советовали некоторые эксперты и дипломаты?
– Безусловно, да. Равно в такой же мере, как нарушили Соединенные Штаты Америки, «продавив» Косово. Возможно, выигрышней было бы не спешить, учитывая стабильно пророссийскую ориентацию Крыма, правда, это обошлось бы дороже в плане издержек на обеспечение безопасности. Однако это было бы куда убедительней для мирового сообщества. Позиция отсутствия готовности подвинуться по Крыму хотя бы по срокам объективно сработала против России. В качестве выхода теперь может быть инициирована дискуссия о новом мировом порядке – он больше не ялтинско-потсдамский, установившийся после Второй мировой войны, и насчитывает на данный момент шесть исключений (объединение Германии, раздел Чехословакии, распад Югославии, Косово, отделение Восточного Тимора и Крым). Минус – у России сейчас не та позиция, чтобы такую дискуссию успешно модерировать, для этого нужен как минимум доверенный союзник с достаточным международным весом, лучше из Европы.

– Сейчас общество разделилось: многие празднуют присоединение Крыма, другие называют это пиром во время чумы: на юго-востоке Украины также множество русских, чьи права ущемляются. Как Россия, не нарушая международных соглашений, может помочь своим в Украине? Что могут сделать сами украинцы в таких обстоятельствах?
– У России сейчас два выхода. Это или позиция «слона в посудной лавке», поскольку дальнейшее вмешательство в судьбу русскоязычных украинцев (а на юго-востоке именно русскоязычные украинцы, не русские) окончательно превратит Россию в международного агрессора, или позиция выжидания, с вытекающими отсюда неизбежными издержками. Украина на самом деле находится на пороге гражданской войны, и с большой вероятностью она произойдёт на новой волне народного недовольства где-то к осени этого года, по завершении сельхоз-цикла. Гражданская война, если она случится, «всё спишет», и по большому счёту «обнулит» ситуацию, создав возможность действовать.

– «Европейское благополучие» – это уже стереотип, в который поверила Украина?
– Европейское благополучие – всё больше миф, о чём свидетельствует повсеместный приход правых к власти. Но миф ещё живой. Правизна, как правило, – реакция слабости, правый крен – отличный маркер количества активно ущемлённых. Левый крен, хоть и был бы более логичен и результативен, скомпрометирован фигурами типа Франсуа Олланда.

– Можно сказать, что сегодня геополитические центры смещаются на Восток?
– Геополитические центры пока не сместились на Восток. Китай может развиваться только в привязке к американскому рынку, арабский восток как был, так и остается несамостоятельным и критически зависимым от США, относительно самодостаточная Индия ещё слишком слаба, чтобы стать не региональным, а глобальным центром.

– Рискует ли Россия оказаться в международной изоляции? С кем нам стоит усилить сотрудничество?
– Наиболее серьёзной альтернативой из центров силы для России является Индия – она единственная пытается строить игры в положительном ключе (выигрываю я – выигрываешь ты), в то время как остальные страны играют с нулевой суммой (выигрываю я – проигрываешь ты). Второй по значимости может быть Турция во главе с правительством Эрдогана – после проигрыша на европейском и исламском направлениях тот может стать неплохим партнёром, который позволил бы кормить Центральную Азию. Наравне с Турцией интересен Иран – тот, во-первых, идеологически враждебен Западу, во-вторых, он антагонистичен суннитскому Ближнему Востоку. В-третьих, он может построить с Россией взаимодополняющие комбинации в мировой экономике. Дальше идёт Китай – однако тот всегда будет играть свою игру, используя расклады для торга с США и Россией. Для Китая наша страна – колониальная держава, а сам он идеологически пытается выстраивать антиколониальный дискурс. Дальше по значимости идут страны Южной Европы с Италией во главе, но надо давать себе отчёт, что явными союзниками они станут только при очевидном провисании европейского проекта и при очевидной успешности российского альтернативного проекта, если он состоится.

Ирина ЕРОФЕЕВА
Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Вы уже открыли сезон шашлыков?
Да
Нет
Некогда
похожие материалы
Война и мировоззрение
19 марта 2016, 09:50
Интересные люди
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » Какой будет следующий ход?