«Летающий танк», или «Черная смерть»
Поисковый отряд юных следопытов Марийского общества «Мемориал» нашел в районе Мендурского полигона УЧО, ныне захоронения времен сталинизма, останки военного штурмовика ИЛ-2, известного под прозвищами «Летающий танк» и «Черная смерть».
500 обломков
– Целый день ушел на расчистку буреломов. Во второй день на месте трагедии, где погибли защитники Отечества, нами установлен Поклонный крест, – рассказывает руководитель отряда, директор Марийского мемориального музея истории ГУЛАГа Николай Аракчеев. – Нашим проводником был житель деревни Чернушка, который давно обнаружил это место во время сбора ягод и грибов. Бурелом там после лесоповала и строительства федеральной дороги был по пояс. Кругом болото.
На данный момент отряд обнаружил более пятисот предметов. По свидетельству военного техника, ветерана авиаполка тяжелой транспортной авиации погранвойск ФСБ России Вениамина Созинова, более трехсот из них точно относятся к летательному аппарату военного поколения.
Среди находок обшивка камуфлированного фюзеляжа с лючками, легкие клепаные конструкции «скелета», патрубки, трубопроводы, хомуты, разорвавшиеся от пожара гильзы, отдельно пули от пулеметных патронов 7,62 и 12,7; фрагменты оптического прицела, кронштейны, цоколи радиоламп или габаритных огней и многое другое. Большинство деталей сложны, в них много дополнительных укреплений, которые не используются в автомобилях и сельхозтехнике – это говорит в пользу того, что находки действительно являются деталями самолета. Сейчас с ними работают специалисты, чтобы затем уже с полной уверенностью заявить, что это действительно был ИЛ-2, как предполагают поисковики, и выставить детали в качестве экспонатов в музее ГУЛАГа.
Земля в районе крушения пропитана расплавленным алюминием. Многие элементы самолета за 70 лет, естественно, сильно пострадали, но часть из них сохранилась достаточно хорошо. Это и позволило поисковикам сделать вышеизложенные выводы.
Самолет разбился, вероятно, осенью 1944 года во время учений. Предположительно, экипаж состоял из двух человек.
Экспозиция
Экспозиция включает в себя семь разделов.
Первый – трубопроводы, кронштейны из цветного металла, в основном это алюминий и силумин (смесь алюминия с кремнием). Есть детали из стали (нержавейки), тонкие или трубчатые. Есть хороший фрагмент трубы со штуцером (патрубок для соединения трубопровода, емкостей, вентилей и других деталей газовых и жидкостных передаточных и преобразующих систем).
– Штуцер чем интересен? Вставлялся резиновый шланг, и шел какой-то вид топлива, – говорит Николай Аракчеев. – Все детали очень сложные. Если внимательно рассмотреть гайку, видно, что у нее шесть граней, каждый угол просверлен. Как правило, их ставят там, где сильная вибрация, для фиксации гайки, чтобы она не отвернулась во время полета. Потому что те, кто их крепил, отвечали за безопасность самолета своей совестью, должностью и свободой.
Во второй раздел определены тросы и тяги – соединения тросов и труб.
– Соединения этих тросов доказывают, что найденные детали именно от самолета, потому что в тракторах и автомобилях такие сложные фиксаторы не нужны, – объясняет директор музея ГУЛАГа.
Одними из самых ценных экспонатов Николай Аракчеев считает хомуты из суперпрочного нержавеющего металла. Они проклепаны кнопками, подложена кожа – амортизатор. Значит, это было что-то ценное, что не должно соприкасаться с металлом, должно быть закреплено и затянуто. По мнению поисковиков, это мог быть штурвал самолета или пулемет.
В третьем разделе собрано электрооборудование.
– Это всегда интересно. Мы обнаружили габаритные огни, от которых остался цоколь и футляр; также датчик масла, скорости или высоты полета. Есть предохранители и гнезда, в которые они вставляются; легко узнаваемы тумблеры и выключатель, на котором написано не «вкл.» и «выкл.», как сейчас, а «выключ.», так как участники экипажа могли быть малограмотными.
Бытовой мусор?
Четвертый раздел – сложные соединения. Их трудно отнести к каким-то определенным механическим объектам. Тут и замки, и гайки, и болты. Если внимательно разглядывать, если некоторые легко узнаваемые предметы.
– Нас спрашивали, не могло ли это быть свалкой бытового мусора. Нет, не могло. Видно, что это предметы, которые в бытовой жизни не встречаются. Сталь и алюминий, скрепленные таким количеством сложных соединений, не применялись в другой отрасли. Ну и главное подтверждение – это кокс, которого собрано уже шесть ведер: оплавленный алюминий, захвативший в плен землю, а вместе с ней гильзы, электродетали и другие обломки. Металлодетектор захлебывался от фона. Трагедия привязала себя к этому кусочку земли.
Сегодня вы можете увидеть в музее экспонаты с разбившегося ИЛ-2, среди которых, помимо вышеописанных, есть пружины, опоры, части фюзеляжа и личные вещи экипажа: пряжки, ремни, пуговицы, монеты и многое другое. Обо всем этом мы расскажем подробно в одном из следующих выпусков «ВНД».
Денис ДОЛГОПОЛОВ
Фото Павла Старикова.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи! Рекомендуем вам зарегистрироваться или войти на сайт под своим логином и паролем! Вы можете авторизоваться на сайте при помощи своего аккаунта в социальных сетях!