» » » Марий Эл, пора на взлет!

Марий Эл, пора на взлет!

17 февраля 2018, 10:05, Рубрика: Новости Марий Эл » Общество, Просмотров: 3607
Фото Павла Старикова.

Неравномерность развития и проблемы жизни в Марийском крае становятся острой проблемой не только для руководства региона, но и страны.

На дотационной игле

13 февраля в Йошкар-Оле полномочный представитель Президента России в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич провел совещание по вопросам сбалансированности бюджета и оздоровлению госфинансов республики. Михаил Викторович рассказал, что «республике оказывается значительная поддержка из федерального бюджета: за 2015-2017 гг. общий объем помощи составил 27,4 млрд. руб. (из них дотации – 17,2 млрд. руб. и бюджетные кредиты – 10,2 млрд. руб.). Регионом осуществляются меры по оздоровлению госфинансов и увеличению доходной базы бюджета». Кроме того, полпред отметил, что основная проблема - это низкий уровень бюджетной самостоятельности Марий Эл и сохранение значительной долговой нагрузки на бюджет.  

Испытание временем

Нельзя не согласиться с Михаилом Викторовичем. Неужели Марийский край всегда был «медвежьим углом»?! Заглянем в далекую весну 1703 года. Предки йошкаролинцев – царевококшайцы – пишут письмо в Москву.

«Державнейший царь, государь всемилостивейший!

… И по твоему государеву указу платим мы всякие твои государевы подати … Всемилостивейший государь, просим Вашего величества, не вели государь, для нашей многой службы цивилен посадских людей 9 человеков от выше писанных твоих государев служеб и сборов не от быть и вконец не погинуть… Вашего величества нижайшие рабы царевококшайские посадские люди: земской староста Михайло Гаврилов с товарыщи. Месяца марта 3 числа 1703 года».

С той челобитной царю  минуло 315 лет! Эпохи меняются. Люди меняются. Взгляды меняются. А Марийский край? Через 198 лет после послания царевококшайских посадских людей в Московскую Ратушу царю о бедственном  своем положении, в 1901 году, «столицу Черемисляндии» посетил известный российский ученый-этнограф Валентин Мошков.

«Направо, при самом въезде, строилось какое-то каменное двухэтажное здание. По его довольно изящному виду я заключил, что если это не дом частного лица, то непременно училище.

- Это будет новый арестный дом для тех, кого мировой присудил к высидке, - пояснил ямщик.

- Плох же ваш народ, - пошутил я, - если для ваших арестантов строят такой большой дом. Вероятно, у вас воров много завелось?

- Нет, народ у нас хороший, смирный, а только бедность у нас большая. Летом еще человек кое-как мается, а зимой норовит, как бы на казенные хлеба попасть. Другому есть нечего, так он нарочно что-нибудь выкинет. Мировой его на высидку, а он и рад-радешенек. Так вот для таких арестантов нам много места нужно: в старом дому уже не помещаются».

Смело можно сделать вывод – почти за 200 лет ничего не изменилось. Исторически с протянутой рукой и в бедности, когда в тюрьмах не томились, а спасались от голода и холода. Это для тех, кто плачется по царской России.

Транспорт

Делать вид, что ничего страшного не происходит, не получится. Почему Марий Эл оказалась в долговой яме? Конечно, можно назвать море причин. Одну из причин назовем «Тупик». Наберем в поисковике значение слова:

  • Улица, не имеющая сквозного прохода и проезда;
  • Железнодорожный станционный путь, сообщающийся с другими путями только одним концом.

Необходимость автобусного, авиационного и железнодорожного сообщения никто не отменял. Предположим, вы захотите съездить в гости к бабушке в деревню? Что будете делать? Вместо того, чтобы спокойно прийти на автовокзал и приобрести билет, придется мыкаться по Йошкар-Оле и искать по «подворотням» остановку с нужным транспортом.

А поезда? Железные дороги не зря считают кровеносной системой современного общества. Марий Эл должна перестать быть эдаким «закаулком», из которого путь в никуда.

Вдохнуть жизнь

Итак, проблема есть. Встает извечный русский вопрос: «Что делать?». Бежать писать письмо Президенту? Попытаться «доковылять» до светлого будущего? Присоединиться к другому региону? Но тогда уж лучше сразу к Москве.

Марий Эл богата талантами, которые способны создавать реальные инновационный проекты. Это не о том энтузиасте, который искал в республике нефть. Естественно, нужно развивать все сферы, но должно же быть что-то свое – ниша, которую никто еще не увидел не занял на федеральном уровне. Если у нас такие проблемы с транспортом, то почему бы это не сделать той самой своей «прорывной» нишей?

Найти своё

Например, рано или поздно в стране серьезно встанет вопрос о необходимости  развития легкомоторной авиации. У нас есть прекрасный аэропорт-аэродром совместного базирования федерального статуса. Понятно, что в ближайшее время наше далеко не богатое население республики не сможет массово пользоваться авиационным сообщением. Но открыть здесь принципиальное новое направление развитие экономики – реально.

Первое – Ульяновское училище летчиков гражданской авиации испытывает трудности с открытием летной учебной базы, даже искали место в Крыму, но экономически  не выгодно. Йошкар-Ола – вот, пожалуйста, готовый учебный аэропорт. Второе – усилить прибывающую здесь федеральную группировку ФБУ «Авиалесоохрана» - пожарных парашютистов,  восстановить собственную авиалесоохрану со своими пожарными парашютистами и самолетами, в услугах которых будут нуждаться  регионы  ПФО в том числе. Третье – использовать идею итальянцев, которые неудачно пытались открыть у нас летную школу на базе легкомоторных «SkyArrow» европейского уровня, завод по сборки легкомоторных самолетов. Просто сделать такую школу в Марий Эл отечественной - для России и стран ЕС.

Проблема авиационной Европы  в том, что там  жутко перегружено небо, летать и учить летчиков в ЕС крайне сложно и дорого, у нас же – летай на здоровье, свободное небо. В Йошкар-Оле простаивает без дела великолепный  аэродром, здесь всегда проводились авиационные, парашютные, планерные, авиамодельные соревнования страны и европейского  уровня. Марийские авиационные спортсмены и парашютисты  традиционно были сильнейшими в стране. Здесь когда-то даже базировался государственный центр подготовки планеристов (ходили в лаптях, но летали – ред.). Авиационный туризм (в т.ч. развитие собственного дирижаблестроения), воздухоплавание, фестивали и слеты пилотов, соревнования любого уровня авиационной направленности, авиационная реклама – это свободная ниша федерального уровня. Занять ее своевременно – это инвестиции, туристы, развитие научного потенциала марийских вузов, подъем региона, возвращение утраченных позиций государства в малой авиации и спорте.  Хватит три века с протянутой рукой ходить, у нашего края достаточно немалый свой потенциал. Это далеко не фантазии, с этим соглашаются специалисты. Была бы только воля…   

Елена ЯШМЕТОВА

Есть мнение по этому вопросу? Поделись!
свежий номер
Глас народа
Что в этом году в Йошкар-Оле чистят от снега хуже всего?
Магистральные улицы
Межквартальные проезды
Тротуары
Дворы
похожие материалы
новости марий эл
Популярное
ВНД рекомендует

Сайт рекламно-информационного еженедельника Республики Марий Эл «Ваш новый день» (газета ВНД). На портале vnd12.ru вы найдете самые интересные новости из жизни Йошкар-Олы и Марий Эл, статьи о спорте, ЖКХ, недвижимости, здоровье, строительстве и политике, интервью с известными в Йошкар-Оле персонами и необычными людьми.
При использовании материалов с сайта vnd12.ru гиперссылка, указывающая на источник, обязательна.

gazeta_vnd@mail.ru
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
» » » Марий Эл, пора на взлет!